Я получил из банка письмо, в котором он просит разъяснить характер поступлений денег на мой карточный счет под предлогом требований финмониторинга. Как на самом деле? Имею ли я право не раскрывать, от кого и зачем получил деньги? Может ли банк заблокировать счет? Иван, Киев

Читай также: НБУ изменил критерии распределения банков по группам

Банки рассылают подобные письма обычно на основании законов О банках и банковской деятельности и О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

“Согласно закону, банк обязан управлять рисками с учетом анализа проведенных клиентом операций и их соответствия финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента”, – пояснили “Деньгам” в Райффайзен Банке Аваль. 

При этом, внимание банкиров привлекают не только обязательные для финмониторинга суммы от 150 тыс грн, но и транзакции на пару десятков тысяч гривен.

Читай также: Нет банковской тайне: чиновники монополизируют рынок

“… Мы обязаны просить клиента предоставить документы, которые смогут подтвердить законность операции. Если клиент отказывается подтвердить операцию, банки должны уведомить об этом государственную службу финмониторинга”, - поясняет Татьяна Кодрянская, начальник отдела Укрсоцбанка.

Чем грозит отказ? “Банк вправе отказаться от поддержания деловых отношений, в том числе путем их расторжения, или от проведения финансовой операции в случае непредставления клиентом необходимых для изучения документов или сведений”, – предупреждает Елена Киреева, начальник отдела финмониторинга ОТП Банка.

Кроме того, банк имеет право остановить подозрительную операцию на два рабочих дня, а затем продлить ее на срок до пяти рабочих дней. Никакого наказания для банка в таком случае не последует.

Читай также: Как выросли зарплаты украинцев с начала года

“Субъекты первичного финансового мониторинга и его должностные лица освобождены от гражданско-правовой ответственности в связи с остановкой финансовых операций клиента”, - объясняет Богдан Катрушин, управляющий партнер ЮФ Статников, Катрушин и партнеры.

К сожалению, по закону клиент обязан как можно быстрее ответить на такое письмо - это в его интересах. Однако сначала нужно понять, почему операция заинтересовала банк.

“Разумным будет попросить банк мотивировать свое решение: на каких критериях рисков он его основывает, почему отнес операции к таким, которые подлежат финансовому мониторингу”, – советует адвокат юрбюро АБГ Екатерина Гутгарц.

Читай также: Безработным украинцам готовят бизнес-реформу

Что банк сделает с полученными пояснениями, не отправит ли он их в налоговую? Это особенно интересует клиентов уже государственного ПриватБанка. Юристы уверяют, что опасаться нечего: они ссылаются на то, что передача данных банком о транзакциях клиента и суммах в госорганы возможна только в рамках официального расследования или по постановлению суда.

“Согласно п. 4 ст. 62 вышеуказанного закона, на письменное требование контролирующего органа банком может быть раскрыта информация только о наличии банковских счетов”, - поясняет Богдан Катрушин.

Ранее сообщалось о том, что банки обязаны “стучать“ Госфинмониторингу на клиентов относительно подозрительных операций, а еще – блокировать счета. 

Смотри также - МВФ требует от Украины ослабить банковскую тайну: