Военный искусственный интеллект — явление, которое активно развивается под влиянием войны в Украине. Армии мира ведут настоящую гонку автоматизации боевых процессов, что может привести не только к полной замене человека в отдельных видах войск, но и к изменению представлений о тактике и стратегии ведения войны.
Что такое военный искусственный интеллект?
На данный момент не существует общепринятого понятия «военный искусственный интеллект», а в открытых источниках мало структурированных объяснений этого явления. Впрочем, портал Sustainability Directory определяет военный ИИ как использование компьютерных моделей и алгоритмов для выполнения задач в военных операциях, где традиционно требуется человеческий разум.
В отчете аналитического центра RAND, на который ссылается НАТО в своем обзоре за 2020 год, военные применения ИИ делятся на три категории:
- для обеспечения деятельности: внутренние системы управления, например, финансовые или кадровые;
- для поддержки миссий: логистика, техническое обслуживание, разведка;
- оперативный ИИ: внедрение компьютерных моделей и алгоритмов в военные средства (беспилотные аппараты, стационарные системы).
Как рассказал Associated Press подполковник ВВС США Кристофер Берарди, прорыв в сфере самообучения ИИ произошел только после 2012 года. До этого автономные средства работали исключительно по заранее заложенным алгоритмам «если/тогда».
Читай также: Прыжок "мангуста»: в Украине появился новый перехватчик «шахедов»
Первые серьезные шаги по внедрению ИИ в вооруженные силы развитые страны сделали в 2017–2019 годах. В частности, в 2017-м Минобороны США запустили проект «Мейвен», который должен был интегрировать ИИ, машинное обучение и анализ больших данных в боевые операции. А через год была утверждена полноценная стратегия внедрения ИИ в армию. Подобные документы появились в Германии и Франции в 2019-м. Китай еще в 2017 году обнародовал «План развития ИИ нового поколения» с акцентом на милитаризацию этой технологии и амбицией стать к 2030 году мировым инновационным лидером. Впрочем, как отмечает AI Frontiers, именно полномасштабная война в Украине ускорила глобальные инновации в военной сфере.
Опыт большой войны: украинские разработки на базе ИИ
Технологии военного ИИ активно разрабатываются и внедряются украинскими оружейниками. В отличие от других армий (кроме российской), ВСУ имеют возможность испытать каждую оборонную разработку на базе ИИ в режиме реальных боевых действий. Таким образом, Украина накапливает ценный опыт, которым может поделиться с иностранными производителями оружия, представляющими страны-партнеры.
Кандидат технических наук, специалист по ИИ, CEO DevRain, CTO DonorUA Александр Краковецкий рассказал Dengi.ua, что военный ИИ в Украине в основном используется в следующих направлениях:
- ситуационная осведомленность и аналитика данных: облачная система Delta объединяет данные с БПЛА, спутников, сенсоров в цифровую карту, где алгоритмы приоритизируют и прогнозируют движение целей;
- распознавание лиц и социальных профилей: Clearview AI — система сравнивает фото погибших/пленных с изображениями в соцсетях/открытых базах, чтобы помочь установить личность;
- кибербезопасность и цифровые контроперации: Microsoft Sentinel и Google Mandiant Threat Intelligence — эти модели машинного обучения анализируют терабайты данных, где обнаруживают аномалии и автоматически блокируют их. Украинский стартап SOC Prime ежедневно создает Sigma-правила для быстрого обнаружения кибератак;
- автономные беспилотники и роботизированные платформы: морской дрон MAGURA V5 самостоятельно планирует маршрут, обходит препятствия и наносит удары. Инициатива Brave1 и стартап Swarmer разрабатывают программное обеспечение для роев FPV-дронов, которые совместно обнаруживают и атакуют цели даже с заглушенным GPS.
Военный эксперт, основатель БО «Реактивная Почта» Павел Нарожный в комментарии для Dengi.ua обратил внимание на кодифицированную плату TFL-1 с ИИ для доведения дронов. Перспективной автономной боевой системой, по его мнению, может быть дрон-матка.
«Он способен залететь на более 100 км от точки пуска, несет 4 или 6 FPV дронов, которые сами принимают решение нанести удар. Это единственная известная мне разработка, где решение об ударе теоретически может принимать сам ИИ, хотя деталей о целях и методе наведения пока очень мало», — отметил Нарожный.
Также United24 в мае писала о полностью автономной системе ПВО на базе ИИ Sky Sentinel. Она оснащена тяжелым пулеметом и может бороться с целями в 5 раз меньшими за «шахеды».
Гонка ИИ-вооружений: возможности и риски
Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) разрабатывает проект SquadX — автономные ИИ-системы для поддержки пехоты: разведка, удары, передача данных. Также в Штатах компания Anduril разработала дрон Bolt, который благодаря ИИ самостоятельно выполняет полет и ряд других задач, однако маршрут, режим действия и разрешение на удар задает оператор. ОАЭ создали роевой боеприпас Hunter 2-S, который ищет цели автономно, но атакует только по команде. Израильский дрон Lanius от Elbit Systems может самостоятельно вести разведку и классифицировать цели, однако решение о ударе также остается за пилотом.
По мнению Александра Краковецкого, самые большие угрозы автономного ИИ — это неконтролируемость и отсутствие четкого распределения ответственности за действия машины. В то же время Институт ООН по исследованию проблем разоружения отмечает следующие ключевые преимущества интеграции ИИ: совершенствование анализа данных, логистики, планирования, коммуникации, киберзащиты, а также экономия ресурсов.
Впрочем, регулирование автономных военных систем на базе ИИ является предметом горячих международных дискуссий. Как пишет Arms Control Association, еще в 2016 году в рамках Конвенции ООН о определенных видах обычного оружия была создана группа правительственных экспертов для изучения этого вопроса. Хотя ее мандат в 2023 году продлили до 2026-го, почти за десять лет так и не удалось приблизиться к реальному урегулированию этого явления.
Как отмечает Краковецкий, украинское законодательство не содержит запретов на применение автономных систем.
«Изменения могут понадобиться только в форме внутренних протоколов, регламентирующих тестирование, внедрение и ответственность в рамках конкретных подразделений. Украина имеет полное право использовать любые инструменты, которые обеспечивают эффективное поражение врага. Это является прямым продолжением права на самозащиту», — подчеркнул эксперт.
Военный ИИ и войны будущего
По мнению Краковецкого, лидерами рынка вооружений станут государства, которые первыми интегрируют новейшие технологии, в частности ИИ, в вооруженные силы. Преимущество будут отдавать инструментам для паралича банковской, транспортной систем и стратегических объектов. Павел Нарожный отмечает, что хотя Украина не является №1 в ИИ, она может иметь конкурентоспособные продукты. В частности, системы ситуационной осведомленности типа Delta, «Кропива», которые широко работают на фронте.
Читай также: Украинские дроны парализовали аэропорты РФ более 400 раз в 2025 году
Нарожный также считает, что ИИ в первую очередь заменит пехоту, которая всегда в дефиците. В частности, автоматизированные пулеметные турели могут работать автономно или с подсказками оператору. Но, по мнению эксперта, ИИ пока вряд ли сможет полностью заменить пехоту, а дроны — артиллерию. В то же время алгоритмы смогут автоматизировать логистику (ИИ-грузовики) и военную эвакуацию. С ИИ вполне могут быть и танки, роботы, бронированные машины, которые сами будут вести огонь. Однако для этого нужна совершенная система «свой/чужой».
Краковецкий добавляет, что из-за активного внедрения ИИ часть оружия трансформируется: артиллерия, ракеты, системы ПВО будут иметь интегрированные алгоритмы наведения, самостоятельной корректировки огня и распознавания целей. В некоторых сегментах армии человек вообще может исчезнуть: разведка, разминирование, логистика в горячих зонах, охрана периметра. Его роль будет смещаться к планированию и управлению. Кроме того, по мнению Краковецкого, войны будущего — это комбинированные, гибридные конфликты, где технологии дополняют классическую силу ракет, танков и артиллерии. Это новый уровень интеграции, когда кибервооружение, дроны, ИИ работают параллельно с физическим наступлением. Людям нужно готовиться к миру, где фронт проходит не только по линии столкновения, но и через смартфоны, логистические сети и даже бытовые устройства.
В конце концов, после завершения войны в Украине мир может войти в эру новых военных конфликтов и войн с использованием ИИ. Чтобы выжить и быть успешной в таком мире, Украина должна не только опираться на опыт российско-украинской войны, но и быстро внедрять военные инновации, превращая ОПК в гибкую систему, способную не просто реагировать, а создавать новые реалии на поле боя, где роботы и ИИ почти заменят людей.
Ранее мы писали, что американо-германская компания Auterion, специализирующаяся на программном обеспечении, планирует до конца 2025 года поставить Украине 33 тысячи ударных дрон-систем с элементами искусственного интеллекта (ИИ), способных преодолевать системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и физические препятствия.
Также мы уже писали, что в начале июля в Дании был подписан меморандум о долгосрочном стратегическом сотрудничестве между тогдашним министром обороны Украины Рустемом Умеровым и генеральным директором компании Swift Beat Эриком Шмидтом. Американский миллиардер планирует создать для Украины беспилотные системы на базе искусственного интеллекта (ИИ), напоминающие сюжеты фильмов о «Терминаторе».