Украина официально объявила о начале экспорта собственного оружия. По словам президента Владимира Зеленского, в течение 2026 года в Европе должно открыться 10 экспортных центров. В условиях хронической нехватки вооружения в ВСУ может возникнуть вполне логичный вопрос: почему украинское оружие будет поставляться в другие страны, а не на фронт. Однако опрошенные Dengi.ua эксперты считают, что открытие экспорта может стать судьбоносным решением для развития отечественного ОПК.

Запрета на экспорт не было

С начала полномасштабного вторжения среди оружейников и в экспертной среде велись дискуссии о снятии запрета на экспорт оружия. Летом 2022 года экс-глава Госэкспортконтроля Александр Павличенко в интервью DW рассказал, что на самом деле формального запрета на такие операции нет. По его словам, получить разрешение на экспорт было практически невозможно из-за значительных потребностей ВСУ. В 2024 году это подтвердила и член комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития, народный депутат Галина Янченко, подчеркнув, что запрет является неформальным, поскольку не установлен ни одним законодательным актом.

Читай также: «Америка прежде всего»: Трамп изменил приоритеты в поставках оружия США

На самом деле властям не нужен был отдельный нормативный документ, чтобы запретить экспорт оружия. Ведь статья 4 закона о государственном контроле за международными передачами военных товаров предоставляет Госэкспортконтролю полномочия выдавать разрешения на экспорт, руководствуясь приоритетом национальных интересов, в частности военных. Кроме того, статья 8 закона о правовом режиме военного положения позволяет государству использовать производственные мощности предприятий для нужд обороны и корректировать их деятельность.

Коллаж: Dengi.ua

Таким образом, с февраля 2022 года государство юридически имело все основания отказывать в экспорте оружия без дополнительных решений парламента. В то же время этот механизм работает и в обратную сторону: для возобновления экспорта также не требуются голосования в ВР — достаточно политического решения. И на четвертый год полномасштабной войны оно все-таки появилось.

Зеленский дает добро

До осени 2024 года власть избегала публичной дискуссии о возобновлении экспорта оружия. В октябре президент Украины Владимир Зеленский заявил, что исключает такой момент из-за риска попадания технологий в РФ, но поручил тогдашнему министру обороны Рустем Умерову разработать модели продажи украинских БПЛА.

Читай также: Экспорт оружия: Зеленский примет первый украинский дрон

В 2025 году риторика Зеленского начала меняться. В июне президент анонсировал первые соглашения с партнерами в рамках программы Build with Ukraine, которая предусматривает экспорт военных технологий и открытие производств за рубежом. Однако в июле-августе тогдашний министр обороны Денис Шмыгаль выступил против экспорта, мол, что это политическое решение и отправка оружия за границу возможна только при 100% обеспечении ВСУ всеми необходимыми средствами.

В сентябре 2025 года президент Зеленский продолжил развивать идею Build with Ukraine, заявив о возможности управляемого экспорта партнерам избыточного оружия. А уже в ноябре верховный главнокомандующий объявил, что до конца года Украина откроет два экспортных представительства в Берлине и Копенгагене. По словам секретаря СНБО Рустема Умерова, первые реальные контракты ожидаются во второй половине 2026 года. В начале февраля этого года Зеленский официально объявил о старте экспорта украинского оружия и планах открыть в течение 2026 года десять экспортных центров в Европе.

depositphotos.com

Параллельно заявлениям высокопоставленных чиновников формировалась правовая база. В июне 2025 года в ВРУ был подан пакет законопроектов о режиме Defence City. Осенью их подписал президент, а в декабре правительство утвердило подзаконные акты. Режим заработал с января 2026 года и предусматривает налоговые и таможенные льготы для предприятий ОПК. Кроме этого, Defence City упростил процедуры государственного экспортного контроля для международных проектов: сроки рассмотрения документов сокращены с 6–12 месяцев до 15 (!) дней. В то же время регистрация в Госэкспортконтроле и получение разрешений на конкретные экспортные операции остались обязательными.

Экспорт оружия нужен ОПК

Полномасштабная война привела к стремительному росту украинского ОПК. По данным Укринформа, только в 2024 году производственный потенциал вырос с $12 млрд до $35 млрд. В то же время в Украинском совете оружейников рассказали Dengi.ua, что в 2026 году возможности отечественного ОПК могут достичь $55 млрд. По словам специалистов, такой значительный рост требует долгосрочных контрактов, поскольку производители не могут позволить себе простои и потери инженерных команд.

Читай также: Два производителя дронов из Украины попали в программу Пентагона на $1,1 млрд

В ГС «Лига оборонных предприятий Украины» отметили, что в реальности компании производят больше оружия, чем государство способно купить. В 2025 году при мощностях отечественного ОПК в $35 млрд закупки составили всего $12-12,7 млрд. Из-за этого около 60% потенциала простаивает. Наибольший разрыв — в сегментах БПЛА и РЭБ, где частные компании быстро масштабировались, но не имеют диверсифицированных источников доходов.

Действительно, в 2025 году 79% опрошенных Технологическими Силами Украины (ТСУ) производителей назвали краткосрочные госконтракты ключевым препятствием развития. В комментарии Dengi.ua авиационный эксперт Богдан Долинце добавил, что такие действия со стороны государства не только создают компаниям проблемы с планированием операционной деятельности, но и ставят под угрозу возможности получить статус критически важного предприятия. Ведь это требует наличия действующих контрактов, а краткосрочные соглашения, как правило, ограничивают действие такого статуса сроком их выполнения, что создает дополнительные операционные риски для бизнеса. Тем не менее, международные оборонные контракты смогут быть основанием для предоставления статуса критического предприятия только если продукция по такому контракту будет поставляться ВСУ.

Коллаж: Dengi.ua

В ГС «Лига оборонных предприятий Украины» также подчеркнули, что из-за ограниченного экспорта компании вынуждены работать в условиях финансовой нестабильности и высокой внутренней конкуренции за госконтракты. В результате государство рискует потерять не только дополнительные поступления в бюджет, но и часть технологического потенциала из-за банкротства предприятий или их перемещения за границу.

Масштаб этих рисков для обороноспособности является значительным. Как отметил в октябре 2025 года экс-министр обороны Шмыгаль, из 900 предприятий ОПК около 800 — частные. В то же время исполнительный директор Украинского совета оружейников Игорь Федирко в мае того же года рассказал Укринформу, что именно частный сектор производит около 60% отечественного вооружения и техники для ВСУ. А это боеприпасы различных калибров, бронеавтомобили («Новатор», «Варта»), БТРы («Атаман», 60М «Хорунжий»), ударные БПЛА и ракеты различной дальности (UJ-26 «Бобер», FP-5 «Фламинго») и т. д. Поэтому массовое сворачивание такого бизнеса или его выезд за границу неизбежно ударит по возможностям армии.

Читай также: Укроборонпром вошел в топ-100 крупнейших производителей оружия: какое место

В Украинском совете оружейников рассказали Dengi.ua: если государство откроет контролируемый экспорт, привлекая длительные контракты, то цеха будут работать без простоев, себестоимость будет падать за счет серийности, оружие будет обновляться быстрее, страна будет получать больше налогов и технологий. По оценкам ТСУ, экспорт может приносить до $2 млрд в год. В ГС «Лига оборонных предприятий Украины» убеждены, что эти средства производители инвестируют в масштабирование мощностей и новые разработки (R&D). Кроме того, прибыль позволит локализовать производство важных компонентов, уменьшив зависимость от импорта.

Коллаж: Dengi.ua

Впрочем, Богдан Долинце предупреждает, что открытие экспорта несет риск утечки украинских разработок и технологий к врагу. Эксперт также указывает на возможность конфликта интересов: когда бизнес будет отдавать приоритет выгодным внешним контрактам в ущерб потребностям ВСУ, что создает риски для безопасности и коррупционные риски. Кроме того, если украинское оружие попадет к террористам, это может нанести ущерб репутации Украины и поставить под угрозу международную помощь.

На этом трудности с экспортом не заканчиваются, поскольку возвращение на международный рынок оружия тоже имеет свои подводные камни.

Шансы Украины на мировом рынке

По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), до 2022 года США и Россия стабильно занимали первое и второе места среди крупнейших экспортеров оружия, существенно опережая Китай, Германию, Францию, Великобританию. В то же время еще до полномасштабного вторжения в Украину позиции Москвы начали слабеть. Если в 2007–2011 годах ее доля в мировом экспорте оружия составляла около 24%, в 2011–2015 годах выросла до 26%, то уже в период 2016–2020 годов сократилась до 20%. Полномасштабная война только закрепила этот тренд. По итогам 2020–2024 годов доля России опустилась до 7,8% мирового экспорта оружия, уступив Франции, РФ фактически выпала из круга ведущих экспортеров оружия.

Читай также: Теневой контролер: как Китай «помогает» России выиграть у Украины «войну дронов»

Украина имеет неплохой опыт экспорта: 9 место в 2012-2016 гг, 12-е в 2016-2020 гг и по понятным причинам падение до 20-го в 2020-2024 гг. Впрочем, по мнению Долинце, Киев имеет шанс триумфально вернуться в ТОП-10 мировых поставщиков оружия, предложив новые технологии, проверенные реальной войной. В то же время простые разработки, полученные путем простой интеграции импортированных технологий, те же FPV-дроны, обречены на быстрое копирование.

«Это системы РЭБ, боевые системы управления, системы ситуационной осведомленности, системы для интеграции сенсоров, огневых средств. Также это БПЛА и антидроновые решения. Последние очень востребованы, потому что в мире растет угроза использования беспилотников, в частности террористами. Поэтому защита аэропортов и критической инфраструктуры становится глобальным приоритетом», — пояснил эксперт.

По словам Долинце, кроме Европы, украинское оружие готовы покупать страны Южной Америки, Африки и Ближнего Востока. Однако доступ туда затруднен международной политикой и ограничениями: неосторожная продажа в эти регионы грозит санкциями и потерей помощи партнеров.

Коллаж: Dengi.ua

Так, например, в 2002 году США обвинили Украину в поставках комплексов «Кольчуга» в Ирак. Вашингтон заморозил финансовую помощь на $54 млн и пригрозил санкциями, хотя впоследствии факт передачи систем так и не подтвердился.

К тому же, за рынки «третьих стран» придется жестко конкурировать с РФ. Учитывая сходство многих реализованных решений, победит тот, у кого будет более эффективное оружие, лучшая цена, условия продажи и обслуживания.

Читай также: Украина стала сверхдержавой в производстве дронов: детали

Эксперт отмечает, что требования к вооружению в Украине сейчас существенно упрощены, тогда как оборонные рынки Европы и мира являются значительно более закрытыми из-за сложных национальных и международных стандартов. Именно поэтому многим компаниям придется дорабатывать или модернизировать свою продукцию, чтобы соответствовать требованиям стран-импортеров и военным стандартам НАТО.

«В понимании европейских стран, если они взяли дрон, он должен пролежать на складе 10–20 лет, а затем гарантированно сработать. Что-то похожее было и в Украине до тотальной дерегуляции внутреннего оборонного рынка в 2022-м», — отметил эксперт.

Он добавил, что в этом контексте злая шутка может сыграть отсутствие понятной экспортной политики со стороны государства. Большинство производителей не имеют опыта оформления разрешений и проверки конечного пользователя. Ошибка в этих процедурах грозит компаниям международными санкциями, а их руководителям — уголовной ответственностью. Поэтому придется обращаться за помощью к спецекспортерам или создавать собственные режимно-секретные отделы.

depositphotos.com

Долинце подчеркивает, что риски можно будет минимизировать, если украинский экспорт будет достаточно строгим и контролируемым.

Эксперт убежден, что уже в 2026 году мы увидим первые международные контракты и наращивание совместных производств с европейскими компаниями. По его мнению, после войны Украина имеет перспективу стать региональным хабом для оборонных технологий, в частности решений на базе ИИ и физических систем вооружения.

Читай также: Укроборонпром увеличил производство вооружения и военной техники в 1,5 раза

Таким образом, возобновление экспорта украинского оружия — это не предательство и не стремление компаний нажиться на войне. Наоборот, это шанс выжить для компаний ОПК, развиваться и продолжать обеспечивать ВСУ. Мы подошли к моменту, когда реалии на поле боя ежедневно создают новые вызовы для отечественных оружейников. Открытие экспорта оружия даст возможность ускорить технологическую эволюцию украинского ОПК. Мы должны выиграть войну технологий, чтобы быть на шаг впереди врага, ведь это суровая реальность выживания в войне XXI века.


Ранее мы писали, что в 2026 году Министерство обороны Украины продолжит оказывать поддержку отечественным предприятиям ОПК.

Также мы уже писали, что в декабре-январе Министерство обороны вышло на высокий средний показатель в поставках перехватчиков для украинской армии.