Спусковым крючком правительственного кризиса, как мы помним, был скандал в связи с возможными попытками оказать давление на Айвараса Абромавичуса – по поводу назначения руководителей госпредприятий. Так вот руководителей этих сейчас пытаются назначить через реальные конкурсы. В это трудно поверить. Но именно такими конкурсы и должны быть, потому что на кону – сотни миллиардов гривен.
Как мы помним, кризис закончился для действующего правительства тяжелым испугом. Оно устояло. Впрочем, после состоявшегося в конце февраля-начале марта визита украинской делегации в Брюссель ситуация резко изменилась. Появились претензии по поводу того, что правительство оказалось не вполне технократичным. И МВФ весьма внятно намекнул – “ребята, вы там разберитесь с коалицией и правительством, а то нам не очень понятно, кто ж возьмет на себя ответственность за следование Меморандуму“.
В экономике дела обстоят не слишком хорошо(война, низкие цены на экспортные товары, коррупция, девальвация), и вот правительству остро понадобились “быстрые победы“. Там, в здании на Грушевского, прекрасно это понимают, что если не предъявят отечественному гражданскому обществу и западному истеблишменты веских аргументов в пользу своей компетентности, то дело будет дрянь.
Равно как понимают в Кабмине, что госпредприятия являются “черными дырами“ бюджета, с одной стороны, а с другой – играют роль красной тряпки для наших западных партнеров и спонсоров. Коррумпированность, “григоришинские трансформаторы“, восстановление уволенных директоров по странно выглядящим судебным решениям, вот это наше все.
По 2-3-4 конкурса на занятие вакантных должностей в течение календарного года без продуктивного результата. Появление странных кандидатур – и их выслушивание серьезными людьми с серьезными лицами. И это при том, что на кону право вести дела в корпорациях с миллиардными оборотами.
Все это – не слишком опрятный фон, на котором происходит грандиозное действо по управлению принадлежащими государству активами.
И да, большинство этих компаний должны быть приватизированы в ближайшем будущем. Некоторые из них уже частично частные, так что на торги будут выставлять оставшиеся в руках государства пакеты акций. Некоторые, очевидно, останутся государственными по причине своей суперстратегичности для экономики и безопасности страны.
Но в любом случае, они нуждаются прекращении “распилов“, глубокой модернизации, получении весомой прибыли – кстати, за счет нее и должна вестись модернизация, потому что получить кредиты им тоже не просто. Да и дороги сейчас банковские кредиты неимоверно.
Но даже получив прибыль, компаниям не удастся использовать ее для модернизации – львиная ее доля должна уйти в госбюджет – согласно закону о распределении прибыли госкомпаний. Эта норма, конечно, вводилась из самых добрых побуждений – чтобы прибыль тупо не крали на странного рода “инвестициях“. Но оказалось, что когда речь зашла о критически нужных предприятиям инвестициях, которые можно бы проводить за счет собственной же прибыли, то эта норма начала всех вязать по рукам и ногам.
Несколько таких госкорпораций-монстров пытается обеспечить честными и грамотными руководителями Минэкономразвития и торговли, а также Министерство аграрной политики и продовольствия. Там есть и Укрпочта, и Центрэнерго, и Укрспирт, и много кто еще. Мне показалось интересным показать всего троих из них. С двумя (Укрэнерго и Артемсоль) мы сталкиваемся ежедневно, если не ежечасно – не всегда прямо, но опосредованно – точно. Третье – один из немногих высокотехнологичных заводов в Украине, да такой, что носителями схожих технологий могут похвастаться считанные страны. Описывать их порознь – скучно. Так что я решил показать их в одной корзинке – со всеми конфликтами, деньгами и перспективами.
Сами по себе конкурсы на замещение должностей директоров крупных госкомпаний – это лакмусовая бумага, которая очень точно отражает степень влияния “решал“ на соответствующих министров, в чьей зоне ответственности находится то или иное предприятие. Если конкурс не срывают по надуманным поводам, если он проводится гласно, прозрачно, то, очевидно, у министра есть политическая воля противостоять давлению коррупционеров. А если нет – то нет.
Итак, разберем по косточкам три огромных предприятия
|
Предприятие |
Укрэнерго |
Электротяжмаш |
Артемсоль |
|
Чем славно |
Эксплуатирует магистральные и межгосударственные линии электропередач. Ведет диспетчеризацию объединенной энергосистемы страны. Естественный монополист. |
Производитель тяжелых электромашин – двигателей, генераторов и т.п. Аналоги имеются далеко не во всех даже развитых странах. Уникальный производитель оборудования для АЭС, ГЭС, ТЭС, крупных предприятий |
Добыча, переработка и расфасовка каменной, поваренной соли. Колоссальные запасы сырья. Мощность – до 7 млн тонн соли в год. Стоимость при приватизации оценивается от 240 млн долларов. |
|
Объем продаж за 2015 год |
5 млрд 433 млн грн.(+75,4% к 2014 году) |
1 млрд 200 млн грн( -20% к 2014 году) * |
Чистый дохол 40 млн долларов(131 млн долларов в 2013 году) |
|
Полученная прибыль/убыток в 2015 году(до налогообложения) |
800,9 млн грн( -1 млрд 228 млн грн – в 2014) |
-53 млн грн (+84 млн грн – в 2014)* |
EBITDA 6,5 млн долларов(27 млн долларов – в 2013) |
|
Скандалы |
C октября 2015-го врио директора “Укрэнерго“ назначен первый заместитель директора предприятия Всеволод Ковальчук, который заменил на должности Юрия Касича. Повод к смене менеджмента – многочисленные скандалы по поводу закупок товаров и работ по завышенным ценам. Особенно громким был скандал вокруг попытки закупить по завышенной цене “григоришинские трансформаторы“.
|
МЭРТ по итогам проверки ГП “Электротяжмаш“ в 2015 г. выявил схему выведения с предприятия средств через компании-“прокладки“. МЭРТ отстранило директора В.Глушакова и назначило и. о. первого заместителя. В январе 2016 года была попытка Глушакова взять предприятие под контроль по решению суда. |
В 2014 году предприятие потеряло 178,4 млн грн в Актив-Банке. В том же году при каденции Дениса Фоменко был открыт депозитный договор на 1,2 млн долларов в банке “Финансы и Кредит“, который уже тогда был преддефолтным. Фоменко исполнял обязанности директора с декабря 2014 года по июнь 2015 против него открыто несколько уголовных дел. Расследование ведут детективы Антикоррупционного бюро. С декабря 2015 предприятие выводит из кризиса Владимир Доля
|
|
Слабые стороны предприятия |
Высокая зависимость от ритмичности платежей от ГП “Энергорынок“, регулируемые тарифы |
Высокая вовлеченность в российский рынок |
Высокая вовлеченность в российский рынок, доминирование продукции с низкой добавленной стоимостью |
|
Сильные стороны предприятия |
Естественный монополист, есть перспективы экспорта. |
Уникальные технологии, сильные позиции на рынках |
Уникальная сырьевая база. |
|
Имя нынешнего руководителя |
Всеволод Ковальчук |
Дмитрий Костюк |
Владимир Доля |
|
Статус нынешнего руководителя |
Вр.И.о. экс-первый заместитель гендиректора |
Вр. И.о. экс-первый заместитель директора |
И.о. гендиректора |
|
Ранее проводившиеся конкурсы |
В августе 2015, в январе 2016. Без результата |
8.12.2015-7.01.2016. Без результата |
В сентябре и декабре 2015 года |
|
Статус кадрового конкурса |
Прием документов до 15 марта |
Прием документов до 15 марта |
2 марта закончен прием документов. 16 претендентов. |
|
Перспективы участия нынешнего руководителя в конкурсе |
Наверняка подаст заявку |
Наверняка подаст заявку |
Подал заявку |
|
Сильные стороны действующего руководителя |
Опыт работы на предприятии, провел закупки трансформаторов по конкурентной цене. Экономия составила 1 млрд грн по сравнению с ожидавшейся ценой |
Опыт работы на предприятии, поддержка МЭРТ. Наличие видения по стратегии развития предприятия и первые результаты ее реализации. |
Опыт работы на предприятии, направленность на ликвидацию коррупционных схем и на развитие новых экспортных направлений. Наличие видения по стратегии развития предприятия |
|
Слабые стороны действующего руководителя |
Жесткое давление со стороны влиятельных политиков, отсутствие сильного политического прикрытия |
Риски судебных исков со стороны предшественника |
Отсутствие сильного политического прикрытия. |
|
И что нам об этом думать? |
Предприятие участвует в формировании «себестоимости» тех киловаттов, что мы оплачиваем и как физлица, и как собственники бизнесов. От эффективности менеджмента и общественного контроля зависят цифры в наших платежках. Основной канал утечки средств – коррупционные закупки – должен быть ликвидирован на системном уровне. Еще один вызов – программа интеграции украинской энергосистемы с энергосистемой стран ЕС. |
Помимо сильного руководителя предприятие нуждается в сильной государственной поддержке для выхода на новые рынки. Новому руководителю придется налаживать не только прямые контакты с новыми потребителями, но и с госбанками – для получения гарантий по экспортным контрактам. Еще один вызов – кооперация с ведущими мировыми производителями энерго- и электрооборудования. |
Новому руководителю придется продолжить быстрое наращивание экспорта на нероссийских направлениях, иначе предприятие не сможет вернуть утраченные объемы производства и прибыли. Работа в прифронтовой зоне требует особых усилий и навыков. Также придется активно развивать уже запущенную программу производства продукции с высокой добавленной стоимостью для рынка ЕС. |
Примечание :
* данные за январь-сентябрь
Первые открытые слушания кандидатов состоятся по “Артемсоли“ уже в марте. Как и во время предшествовавшего конкурса, будет организована прямая видеотрансляция на YouTube. Каждый из нас может виртуально присутствовать на отборе кандидатов. Слушания по кандидатам для предприятий МЭРТ( Укрэнерго, Электротяжмаш, Укрпочта, Укрзализниця и других – во второй половине марта, в начале апреля. Давайте следить за процессом, потому что деньги госкомпаний – это, на самом деле, деньги налогоплательщиков.