Мировые процессы влияют на Украину и ее внешнюю торговлю. Подсмотреть, что будет завтра, можно было в конце октября в Белфасте, где проходил ежегодный мировой молочный саммит, организованный FIL/IDF (International Dairy Federation – Международная Молочная Федерация, объединяет в себе молочные ассоциации и союзы из 75 стран).
Читай также: Еще не предел: как повысятся цены на еду до Нового года - инфографика
Белфаст (Северная Ирландия, Объединенное Королевство) был выбран не случайно – Брексит. Великобритания – импортозависимая молочная страна, в данный момент дефицит составляет порядка 16%, он покрывается поставками молочных продуктов преимущественно из Республики Ирландия и Франции. Спикеры моделировали ситуацию полного запрета импорта: согласно их расчетам, такой сценарий Брексита может создать более плачевные последствия для мирового молочного бизнеса, чем российское продуктовое эмбарго.
Ограничительная политика президента США Трампа, которая создала риски торговых молочных отношений с Мексикой, ЕС и Канадой, и наоборот, «открытые» предложения Японии и Новой Зеландии также активно обсуждались и просчитывались в этот раз на саммите.
Еще одной яркой темой была угроза для молочной промышленности со стороны «ненастоящего» растительного молока. Соевое, кокосовое, рисовое, миндальное молоко – заполонили полки как европейских магазинов (от Португалии до Литвы), так и американских.
Геополитические подвижки, смена потребительских предпочтенй, увеличение производства молока в ближайшие годы (особенно в ЕС и США), спрос со стороны Китая, а также Юго-Восточной Азии, – все это генерирует новые тренды, из-за чего молочный рынок в последние годы стал крайне изменчивым.
Эти же тенденции привели к тому, что мировой молочный рынок в 2017 году стал разбалансированным по жиру и белку. Снижение производства сливочного масла в ключевых экспортных регионах способствовали его дефициту в июле-сентябре (особенно в Европе) и, несмотря на спад в октябре, товар продолжает находится на достаточно высоких ценовых уровнях.
В то же время белок, в виде сухого обезжиренного молока (СОМ), – дешев. На складах ЕС находится порядка 400 тыс. тонн невостребованного товара (накопление интервенционных закупок в 2016-2017 годах с целью удержать цены от падения). Эти запасы продолжают давить как на спрос, так и на цену СОМ.
И до 2014 года Российская Федерация, основной покупатель украинских молочных продуктов (кроме внутренних продаж, конечно), систематически ограничивала украинские поставки, нередко тотально. Полное закрытие доступа к рынку РФ изменило вектор производства и ударило по отрасли.
Украинские экспортеры и чиновники профильных ведомств направили свои усилия на открытие европейского рынка и возврат доступа к Китаю.
На данный момент наибольшая доля экспорта украинской молочной продукции в денежном эквиваленте приходится на импортозависимые страны СНГ – Казахстан, Молдову, страны Кавказского региона. За последние годы Украина также успела восстановить поставки в регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка), который интересен высокой покупательской активностью всем мировым молочным экспортерам.
Получение европейских квот по сливочному маслу позволило Украине войти со своим товаром на рынок ЕС и стать вторым поставщиком после Новой Зеландии с долей 30%. Ценовая конъюнктура позволила украинским производителям в 2017 году увеличить отгрузки товара на мировые рынки больше чем в два с половиной раза к прошлому году (данные за 9 месяцев).
Растут поставки в Китай. Например, по сухой подсырной сыворотке эта страна стала в 2017 году основным рынком сбыта для отечественных производителей.
Читай также: Повод для роста: почему дорожают продукты питания
Но, увы, переработчики, в основной массе, продолжают экспортировать биржевые товары. И в этом сегменте можно улучшить свои финансовые показатели, работая над ростом качества. Но оптимальным вариантом все же является экспорт готовой продукции. Пока что такие поставки идут в постсоветские страны, а отечественные поставщики еще не пытаются угодить вкусовым и визуальным предпочтениям потребителей из Африки и Юго-Восточной Азии: сухое молоко в мелкой таре, молоко с наполнителями, яркая упаковка и т.д.
Возможно какие-то прорывы совершат и небольшие и агрессивно развивающиеся производители молочной продукции. «Крафтовые» сыровары и производители «органики» уверенно занимают свою нишу, они однозначно еще более мобильны и ориентированы на покупателя, чем крупный бизнес.
В 2017 году наибольшим экспортным успехом я считаю присутствие небольших объемов цельномолочной продукции украинского органического бренда на полках ОАЕ. То есть при построении понятной юридической и логистической цепочки, на внешних рынках можно торговать даже свежей продукцией с 10-дневным сроком годности.
Ведущий аналитик молочных рынков Инфагро.
Текст является личной точкой зрения автора.
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 21 от 9 ноября 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 21 від 9 листопада 2017 року українською мовою.