Механизм остановки регистрации налоговых накладных остается чрезвычайно болезненной проблемой для малого и среднего бизнеса. Представители реального сектора экономики массово попадают под блокировку, что негативно влияет на деятельность компаний и их контрагентов. Обороты предприятий падают, многие из них задерживают выплату заработной платы и сокращают персонал.

Проблемы, связанные с блокировкой, можно разделить на следующие блоки:

Читай также: Юлия Дроговоз: Хватит экспериментов!

1. Несовершенные критерии оценки степени рисков, направленные не на выявление схемных операций, а на автоматическое блокирование, в первую очередь, операций реального сектора экономики.

2. Абсолютно «ручные» процессы разблокировки налоговых накладных, а также непринятие информации, предоставленной плательщиками в приложении к Критериям оценки степени рисков (таблицах данных налогоплательщика). При этом, отсутствие четких и прозрачных процедур в ходе всех «постблокировочных» решений, субъективизм в оценках деятельности налогоплательщиков, безнаказанность должностных лиц органов Государственной фискальной службы и отсутствие сдерживающих механизмов в их работе является, с одной стороны, мощным инструментом давления на бизнес и дает неограниченные возможности для злоупотреблений и коррупции в ГФС, а с другой стороны, лишает плательщиков любой возможности (кроме обращения в суд) защитить свои права.

3. Нарушение сроков административного обжалования.

4. Принятые решения очень часто носят негативный для плательщика характер, несмотря на наличие всех представленных копий документов, пояснений и подтверждений.

5. Двойная оплата средств на НДС-счета в случае регистрации ранее заблокированной налоговой накладной. В случае отсутствия средств на спецсчете плательщику грозит в дальнейшем штраф за нарушение предельных сроков регистрации.

Но основной остается проблема принятия приложений к Критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговых накладных (таблица данных налогоплательщика), непринятие информации в которых дает основания для дальнейшего блокирования налоговых накладных. Плательщики снова и снова отправляют таблицы в налоговую, каждый раз получая необоснованные отказы.

Хотя фактически среди причин таких отказов может быть недостаточное, по мнению комиссии ГФС, количество работников у плательщика, наличие любой даже неподтвержденных негативных данных о его деятельности либо сомнений относительно полученного компанией налогового кредита, недостаточность предоставленных плательщиком копий документов и тому подобное.

Таким образом, требования Налогового кодекса Украины относительно безусловного налогового кредита, который не требует дополнительного подтверждения, не выполняются в части процедуры принятия таблиц.

Все же остальные меры, связанные с разблокировкой налоговых накладных, не облегчили жизнь предприятиям реального сектора даже после принятия второго пакета поправок в перечень Критериев, утвержденных приказом Министерства финансов № 567 от 13 июня 2017 года.

Читай также: Юлия Дроговоз: Разделить на своих и чужих

Все попытки Министерства финансов Украины урегулировать проблемные вопросы натолкнулись на его нежелание признать собственные ошибки и разобраться в первопричинах. Поэтому все предложенные им изменения не решают кардинально существующие проблемы или решают их для определенной категории плательщиков, в частности, для предприятий аграрного сектора. Но опять-таки выборочно. Многие аграрии, соответствующие всем критериям, все равно получают отказ в принятии таблиц в автоматическом режиме.

Поэтому сегодня власть рубит сук, на котором сидит, убивая малый и средний бизнес. И, что самое печальное, введенная система блокировки оказалась неспособной остановить «схемы» и «скрутки». Это позволило мошенникам «влить» в систему администрирования НДС миллиарды фиктивного налогового кредита.

При этом бюджетное возмещение НДС при всех так называемых автоматических процедурах (поскольку «автомат» для многих все равно превращается во внеплановые проверки, непризнанные декларации и нарушение очередности возмещения) происходит исключительно за счет перераспределения налоговых поступлений. Малый и средний бизнес выжимается по полной. По сути, он служит источником дополнительных поступлений ресурса для возврата налога тем компаниям, которые в большинстве случаев вообще выведены из-под системы мониторинга и блокирования налоговых накладных. И в такой ситуации положительная динамика уплаты НДС в бюджет непременно пойдет на спад, что не сможет не отразиться на бюджетном ресурсе, необходимом для возмещения крупным компаниям.

Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей