Ростислав Кравец, глава адвокатского объединения “Кравец и партнеры“ - о том, почему лицензирование хранения топлива приведет к коррупции и проблемам для бизнеса.

Верховная Рада 6 июня смогла в экстренном порядке рассмотреть законопроект № 10359, который вносит изменения в статью 18 закона “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий“. Речь идет об отсрочке до 31 декабря 2019 года полумиллионных штрафов, которые будут применяться к субъектам хозяйствования за хранение топлива без наличия соответствующей лицензии.

Читай также: Экспорт, сельхозкооперативы и топливо: Какие законопроекты приняла ВРУ

Обязательность такой лицензии прописана в законе №2628-VIII, который Верховная Рада приняла в конце 2018 года по личной инициативе премьер-министра Владмира Гройсмана. По сути, этот закон предусматривает создание новой коррупционной и абсолютно ненужной системы лицензирования мест, на которых расположены здания и/или оборудование и/или емкости, используемые для хранения горючего. В итоге, с 1 июля 2019 года должна была появиться очередная схема, подобная Тендерной палате, но значительно больших масштабов, причем, она вроде бы прикрыта благой целью - контроль хранения и производства топлива.

Но ни для кого не секрет, что уже существующие механизмы контроля изготовления подакцизных товаров, сигарет и алкоголя в частности, практически не работают. По данным различных экспертных учреждений объем теневого сектора алкоголя в Украине достиг 80%.

Читай также: Итоги работы Нацбанка в 2018 году: Ключевые показатели

Поэтому предложенный метод в отношении топливного рынка выглядит изначально неэффективным. При этом создаются просто таки катастрофических размеров коррупционные риски при выдаче лицензий для мест хранения топлива и при осуществлении надзора за выполнением лицензионных условий. Кроме того, вводится и такое отдельное понятие, как хранение горючего. Это приведет к тому, что даже если топливо будет на хранении у предприятия хотя бы сутки, ему придется оформлять лицензию. Такой подход уничтожит работающий бизнес, в первую очередь в АПК и в транспортной отрасли, и позволит фискальным органам начислять миллионные штрафы.

Лицензии выдают уполномоченные Кабинетом Министров органы исполнительной власти сроком на пять лет по месту расположения емкостей для хранения горючего.Такими органами являются  главные управления Государственной фискальной службы в областях и в Киеве.

Плата за лицензии на право хранения горючего установлена в размере 780 грн. в год и зачисляется в местные бюджеты. Но это – ничтожные суммы, что еще раз наталкивает на мысли о совершенно другой цели закона № 2628-VIII.

Бизнес должен будет оформлять лицензии на каждое место хранения горючего. То есть, если емкости для топлива расположены по разным адресам, лицензии понадобятся для каждого такого адреса. А в некоторых случаях, думаю, дополнительной проблемой станет и то, какой адрес указывать.

Впрочем, есть исключения: субъект хозяйствования имеет право хранить горючее без лицензии в местах производства топлива, в местах оптовой  и розничной торговли горючим. Но при условии, что у него есть соответствующие лицензии на эту деятельность.

Читай также: Евробляхи и коррупционеры: ТОП-5 петиций, получивших наибольшую поддержку украинцев

Отдельно стоит отметить и перечень необходимых документов, которые необходимо подать для получения лицензии на право хранения топлива. В частности, понадобится акт введения в эксплуатацию объекта, акт готовности объекта к эксплуатации или сертификат о принятии в эксплуатацию объекта завершенного строительства либо другие документы, которые подтверждают введение объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством. Эти документы придется предоставить для всех объектов в месте оптовой или розничной торговли горючим или хранения горючего. Кроме того, должно быть разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и на начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Но реалии таковы, что 95% лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью и используют емкости для хранения топлива, такие документы предоставить не смогут. А значит, и получение лицензии для них станет практически невозможным.

При этом отсрочка введения данного закона в действие и перенесение даты применения штрафов никоим образом не решит проблему. Во все этом очевидно лишь одно: премьер-министр, инициировавший эти изменения, и народные депутаты, голосовавшие за них, не разобрались в последствиях, либо сознательно создают громадную коррупционную кормушку и очередной способ сбора взяток с работающего бизнеса.

Статья из Журнала “Деньги“ №11 от 13 июня 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.