Мы тут попробовали коротко о мировых кризисах за последние 50 лет. Главный вывод: гаплыки стали менее разрушительными по последствиям. Но и темпы отрастания стали не настолько бурными, как раньше. Хотя именно на этот раз МВФ прогнозирует взрывное отрастание - +5,8% в 2021 году.

Какими бывают глобальными кризисы? Разными. Вот этот, нынешний до боли напоминает микс нефтекризиса середины 70-х и ипотечного кризиса 2007-2008 годов.

1974-1975 Год 1973 был восхитительным - +6,95% в среднем по миру. Вы себе такое представляете? Я – нет. Это был максимум с середины 60-х годов ХХ века. Все было прекрасно, нефть дешевая, война во Вьетнаме закончилась, а юбки на девушках – удивительно коротки. Но тут долбанул нефтекризис – ОПЕК договорились резко поднять цены на нефть. В разы. И мировая экономика рухнула в 1974 году до 1,997% за год, а по итогам 1975 года – до 0,603%. Это, на сегодняшний день, второй по неудачности год за последние 50 лет.

Потом экономики начали отрастать, в 1976 - +5,272%. Правда потом 5 лет темпы роста болтались чуть выше 4% за год.

Читай также: Зеленский объяснил, куда пойдут деньги МВФ

Вроде и недурно, но слишком мало на фоне предшествовавших кризису лет. Но тут случилась иранская революция, а за ней – ирано-иракская война. Нефть продолжила дорожать – под аплодисменты из стран Залива и из Москвы – СССР именно тогда подключился к клубу крупнейших мировых нефтеэкспортеров.

1980-1982 Три года с минимальными приростами: +1,904%, +1,923%, +0,431%. "Ох, ни хрена себе!", - казали себе крупные развитые страны. Пять лет провальных экономических результатов за 10 лет? Ту мач! И взялись решать проблему системно. Начала бурно расти добыча нефти в США(ничего не напоминает?), в Северном море, подключились страны Залива. СССР тоже наращивал добычу и экспорт, а еще проложил экспортные газопроводы. После чего на неферынке наступил период низких цен, который добил СССР, а также подвинул нефть с первого места в чемпионате ключевых факторов риска для мировой экономики.

Первый год после кризиса - +4,506%

Но, не все так просто: во время кризиса 1980-1982 годов финансовые власти развитых стран столкнулись с таким явлением, как стагфляция. То есть остановка экономического роста на фоне роста цен. Экономическая теория говорила до того момента, что такого быть не должно. Что инфляция связана с большим предложением дешевых денег, а это должно стимулировать экономический рост. Все это до разумных пределов, конечно, как минимум, инфляция не должна быть двузначной.

Но проблема была в том, что высокие нефтяные цены оказались тем финансовым насосом, который и создал высокое давление в системе(рост цен от нефти по цепочке передался в другие группы товаров и услуг). А еще этот насос изымал у покупателей нефти ресурсы для капиталовложений – и потому стагнация.

Читай также: Падение экономики, трудовые мигранты и МВФ: ТОП-8 тезисов из интервью Смолия

Стагнация+инфляция= стагфляция. Бороться с проблемой центробанки решили ужесточением денежно-кредитной политики. Еще раз: внешние факторы, которые никак центробанками не контролировались, пытались компенсировать регулированием внутренними факторами(цена денег, учетные ставки). Обратите внимание: ровно ту же ошибку допустил Нацбанк Украины в 2018-2019 годах. На фоне роста цен на внешних рынках он под предлогом ценового таргетирования взвинтил учетную ставку, позволив минфину пылесосить рынок. Все это заблокировало экономический рост – с середины 2019 года в Украине началась стагнация. При этом победные рапорты о низкой инфляции опирались на неочевидную ценовую статистику, которая в секторе потребительских цен вообще не выдерживала критики.

1991-1993 Стагфляция и выстрелила депрессией начала 90-х: последовательно +1,427%, +1,768%, +1,53%. На унаследованную от 80-х годов стагфляцию наложилось окончание «холодной войны», которое привело изменению структуры экономик в США и других развитых странах, наложились и последствия захвата Кувейта Ираком, из-за которого на недолгое время цены на нефть взлетели вдвое. Но на этот раз Федеральная резервная система США сказала надвигающейся угрозе высокой инфляции «хрен вам!». И не стала поднимать учетную ставку. Решение базировалось на двух точках опоры. Первая: негативный опыт конца 80-х, тогда привычное ужесточение в ответ на рост цен привело к стагфляции. Вторая точка опоры: уверенность в успехе начатой операции «Буря в пустыне». Это не первый случай, когда весьма локальная военная стычка привела к глобальным экономическим последствиям. Но, наверное, самый яркий.

Но и отскок был не особо впечатляющим - +3,002% в 1994 году.

1998 год – замедление до +2,553%. долговой кризис 1997 года в Юго-Восточной Азии, финансовый шок в связи с ним на глобальных финансовых рынках, падение цен на нефть. За этим последовали долговой кризис 1998 года в РФ, кризисы в Аргентине и Бразилии, новые проблемы на глобальном рынке. Но кризис-98 был весьма быстро преодолен благодаря мощным программам МВФ и поддержку экономики США со стороны Федеральной резервной системы. Уже в 1999 и 2000 годх мировая экономика росла на +3,243% и +4,384% соответственно.

Читай также: Украина выполнила все условия для новой программы с МВФ

2001 год – кризис доткомов, замедление до +1,95%. С одной стороны, пузырю на фондовом рынке США помогли деньги, которые ФРС накачивала в экономику в конце 90-х. Но с другой, выстрелила мода на акции, в названии которых было «.com». Однако пена довольно быстро схлынула, оставив в наследство Google, Netflix, Amazon и других монстров. Отрастала мировая экономика неспешно, за три года шаг за шагом увеличивая темпы экономического роста, пока, наконец, не достигла в 2004 году +4,401%.

Причина медленного отрастания – накопившиеся за прошлые годы диспропорции в экономиках ЕС, Японии и ряда развивающихся стран. Например, в 2001 году рухнула экономика Аргентины, включая дефолт по внешним обязательствам. Ну и повлияло громкое событие – 9 сентября 2001 года, которое сильно повлияло на инфраструктуру финансового рынка США.

Тем не менее, мир научился инвестировать в IT-бизнесы. Хотя вот именно сейчас, в начале 2020-х, после карантина и взлета моды на все, что в онлайн, появляется риск кризиса доткомов-2.0.

2008 год – глобальный ипотечный кризис, мировой ВВП в этом году замедлился до +1,85%, но рухнул по итогам 2009 года на -1,678%. Пока что это рекорд. На этот раз решение было у всех центробанков одинаковым и синхронным – залить кризис баблом, предоставляя дешевые и обширные кредиты, выкупая государственные и корпоративные облигации. Политика количественного смягчения(QE, Quantitative easing), как ее называли, длилась в США и Великобритании фактически до 2013 года, а в еврозоне – до 2018 года. Да и потом ее отголоски сохранялись, пусть и в значительно более скромных масштабах.

Итог - +4,299% в 2010 году и далее ежегодный рост не впечатлял – между 2,5% и 3,2% ежегодного прироста по итогам 2011-2019 годов.

Читай также: Минфин назвал сумму транша от МВФ, ожидаемую к концу мая

2020 год – все только начинается. МВФ прогнозирует по итогам 2020 года не менее минус 3%. Но ожидает отрастания на чуть большую величину в 2021 году(согласно апрельскому прогнозу +5,8%) и компенсацию понесенных потерь в 2022 году.

Итого:

1974-1975 – U-образный кризис. Падение-дно-Рост

1980-1982  -W-образный кризис. Падение-отскок-падение-Рост

1991-1993  -W-образный кризис. Падение-отскок-падение-Рост

1998 - V-образный кризис. Падение- Рост

2001 - U-образный кризис. Падение-дно-Рост

2008 - Vv-образный кризис. Падение- Рост-просадка-Восстановление

2020 -? Злые языки говорят, что Lv/, МВФ говорит, что V. Правда, наверное ближе к МВФ.

Надо будет как-то написать об этом детальнее и с фокусом на ситуацию в Украине. Напишем...

Рост ВВП мировой экономики / Коллаж: dengi.ua


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook