Миф о том, что украинская одежда не престижна, прочно засел в головах сограждан. Однако в последнее время он стал выветриваться.

Читай также: Было пусто, станет густо: как торговые центры заполняют свободные площади

“На то, чтобы модная индустрия в Украине укоренилась, а общество осознало, что наше ничуть не хуже западного, понадобилось 10 лет. Теперь украинская одежда продается все успешнее. Появились байеры, которые хотят продавать одежду наших дизайнеров, и фабрики, которые много лет работали с западными фирмами, а теперь готовы работать с украинскими“, - утверждает организатор Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская.

Цена вопроса

Сравнивать UFW Kiev с Лондоном и Парижем пока сложно – разные масштабы. Бюджеты, безусловно, несравнимы. Взносы дизайнеров-участников в Милане и в Украине разные: в Киеве молодой дизайнер платит 5600 гривен за участие в показах в рамках Новых имен. В Милане бы это ему обошлось в Ђ20 000.

“Модный дом, не принимающий участия в неделях моды - это обычное ателье, - считает дизайнер Андре Тан. - Участие же - презентация собственного стиля и демонстрация развития бренда“.

Читай также: Делаем бизнес “своими руками“: новые возможности рынка хенд-мейд в Украине

Прайс на проведение фешн-шоу, по словам ведущих украинских дизайнеров, колеблется от $15 000 до $55 000, с учетом стоимости изготовления коллекции, составляющей $10 000.

“Стандартная подиумная картинка на Ukrainian Fashion Week обходится нам в $5000-6000 без учета изготовления коллекции, - подсчитывает Светлана Бевза. - Для показов вне недель моды необходимо иметь около $40 000. Конечно, в вопросе принятия решения, делать ли показы на отдельных локациях, ключевую роль играют спонсорские бюджеты“.

В Европе есть интерес к Украине. Наша страна на слуху, ей сочувствуют, и все, что касается Украины, вызывает интерес

“Коллекции весна-лето обходятся в $30 000. Осень-зима, с использованием мехов и кожи, практически вдвое дороже - в районе $55 000. Организационные затраты, по его подсчетам, - еще $10 000. Цифры немалые, но при правильном менеджменте и организации бизнеса инвестиции окупаются“ - рассказывает Андре Тан.

Читай также: Своя рубашка: покупатели ушли к украинским дизайнерам

Обязательные расходы при участии в неделях моды - работа моделей, гонорар стилиста, прически и макияж, изготовление саундтрека, пригласительных, транспортные расходы. Лилия Пустовит, дизайнер, у которой одеваются Виталина Ющенко и Елена Франчук, говорит, что общий ценник за организационные расходы тянет на $13 000 за показ. Распределяется эта сумма следующим образом: $2000-3000 идут на гонорары моделям, $650-1300 получает стилист. Примерно в такую же сумму обходится производство пригласительных. Диджей получает от $250 до $400. Работа режиссера показа оценивается в $650-$1 000. Маркетинг и PR могут стоить от $700. За такую же сумму можно обзавестись минимальными декорациями.

Пустовит не раскрывает финансовых результатов бизнеса. Ежегодный оборот ее предприятия - не менее $2 млн. Для украинского мира моды это очень значительная цифра. К примеру, выручка другого именитого украинского дизайнера Анны Бублик, по ее личному признанию, в лучшие годы не превышала $1,2–1,5 млн.

Стратегия выхода в свет

По оценкам самих украинских дизайнеров, сейчас в Европе продается продукция около 20 украинских fashion-компаний. Дизайнер Олена Даць (бренд Olena Dats'), считает, что сейчас идеальный момент для выхода в ЕС.

Читай также: Торговля с Польшей: какие товары импортирует Украина

“С одной стороны, в Европе есть интерес к Украине. Наша страна на слуху, ей сочувствуют, и все, что касается Украины, вызывает интерес. С другой стороны – украинские бренды уже несколько лет работают в Европе, и часть из них уже добились признания. Например, украинская одежда ассоциируется с хорошим качеством и натуральными тканями, что не менее важно для покупателей“, – говорит дизайнер.

“Главным условием успешного экспорта является высокий спрос внутри страны. А тут, к сожалению, ситуация близка к катастрофе. Если спрос в Европе просто снизился, то в Украине – упал катастрофически. И это проблема для украинских дизайнеров, так как экспорт не может заменить спрос на родном рынке“, – комментирует ситуацию на рынке дизайнер Ольга Аленова.

Читай также: Владелец сети Zara сообщил о существенном росте продаж

“Запрос на украинский стиль, украинских дизайнеров в Европе есть. Для некоторых – это возможность отличиться, используя тренд, найти свежую волну, например, при расширении на Восток своих коллекций. Да, иностранцы готовы инвестировать, в том числе в разработку новых дизайнерских коллекций, создание новых имен“, - говорит Ирина Филенко, управляющий партнер консалтинговой группы Marketing Hub.

Если же говорить в общем о структуре наполнения внутреннего рынка Украины товарами легкой промышленности, то 33% – это собственное производство (экспорт и импорт), а 67 % –контрабанда и контрафактная продукция. Две трети рынка товаров легкой промышленности – в тени. В географической структуре импорта одежды в Украину 59% занимают товары из Китая, 11% – из стран Азии, 8% – из Европы и 3% – из стран СНГ.

Одной из серьезных проблем является практически полное отсутствие нормальной сырьевой базы. Предприятия легкой промышленности Украины более чем на 90% зависят от импорта сырья и материалов: это – хлопковое волокно, химические волокна и нитки, шерсть, пряжа, кожсырье, ткани, красители и другие текстильно-вспомогательные вещества.

Читай также: Самые быстрорастущие в Европе: компании из Украины попали в топ

“Чем меньше заказов у наших модельеров, тем острее две проблемы: сложно снизить себестоимость продукции, невозможно сделать заказ фабрике на тиражирование коллекции.  Где же дизайнеру шить? У себя в ателье. Но это обходится гораздо дороже. Отсюда головокружительные цены на одежду наших дизайнеров“, - говорит эксперт моды Ирина Данилевская.

Автор: Елизавета Топух