На сегодня проблема развития культуры Украины отодвинута на задний план. Причина тому очевидна – первоочередные экономические, политические и даже военные вопросы, которые требуют немедленного решения. Но правильно ли это? Нарастающее безразличие общества страны и низкий уровень образования в культурной сфере приводят к тем же экономическим и прочим бедам. Возможно, стоит посмотреть на проблему с другой стороны - коммерческой, выгодной как обществу, так и бизнесу.
Читай также: ТОП-5 самых известных мировых аукционов
На сколько развит арт-рынок Украины?
Объем мирового арт-рынка, по версии Artprice и Art Market Monitor of Artron, в 2015 году составил $16,5 млрд, в этом же году было выставлено на продажу 865 тыс лотов.
Что касается украинского арт-рынка: на сегодняшний день он не стоит на месте и медленно, но уверено развивается благодаря современному искусству. Переломный момент настал после кризиса 2008 года, когда “дорогое искусство“ стали покупать меньше, после чего арт-дилеры активно начали интересоваться contemporary art.
В 2010-2013 году молодые украинские художники сделали прорыв на мировой арт-арене. Яркий пример - Анатолий Криволап с картиной Конь.Ночь, которая была продана за $124 тыс, со стартовой ценой в $50 тыс. На аукционах Sotheby's и Phillips продавались такие украинские художники как О. Тистол, О. Животков, А. Ройтбурд, И. Чичкан, А. Савадов и другие.
Читай также: Украинский бизнес “на выданье“: что будут покупать инвесторы в 2016 году
Осенью 2014 года на украинском арт-аукционе было продано 50% выставленных лотов и это с учетом стагнации рынка в 2013 году. В 2014 году на украинский арт-рынок пришли и новые покупатели - средний сегмент населения, который мог позволить себе доступные шедевры искусства ценой от $1 тыс до $5 тыс. В 2015 году заявили о себе С. Рябченко и А. Золотарев, выступив на международных аукционах. Рекордными продажами в Лондоне в аукционном доме Phillips могут похвастаться также фотохудожники Виталий и Елена Васильевы, их фоторабота из серии “Апокалипсис в искусстве“ была продана за $205 785.
По оценкам зарубежных арт-экспертов, потенциальная емкость украинского арт-рынка составляет около $1 млрд, а на мировой арене искусства Украина прославилась благодаря высококлассным иконам. Стоимость хорошей иконы в пределах государства стартует от $350, дилеры перепродают ее, примером, на Парижской антикварной бирже, где цена на эту же икону составляет порядка $3000.
Читай также: С молотка: Названы самые дорогие лоты Фонда гарантирования вкладов
Изюминкой такого бизнеса является отсутствие налогов при вывозе иконы зарубеж, при условии, что объект искусства не занесен в Государственный реестр национального культурного достояния Украины. А вот привозить антикварные вещи на территорию нашей страны не выгодно - пошлина составляет 30% от ее полной цены. Такими ограничениями законодательная база закрывает вход арт-импорту. Но для особо настойчивых есть лазейки для покупки антиквариата через интернет-аукционы, где все имена скрыты, и ни цены, ни продавца найти нельзя: деньги переводят на оффшорный счет и дело с концом.
Кого покупают
“Современное искусство требует объяснения. Мы не привыкли к определенной визуальной культуре. Люди должны привыкнуть к современному искусству“, - объясняет Евгений Березницкий, организатор Kyiv Art Week.
Арт-галереи нацелены на продвижение молодых талантов и привлечение внимания к современному искусству, отказывая себе в “лакшери“ сегменте.
“Мы предлагаем молодых художников, поэтому самая дорогая картина,которую у нас можно купить, - это Юрий Сивирин, серия “Мотивы и мотивации“ - $5 тыс. Покупают хорошо работы Романа Минина ($2 тыс), Юлю Беляеву ($3 тыс)“, - рассказала Мария Вторушина, куратор галереи D12.
Отдельную нишу занимают скульпторы, чьи работы украшают не только галереи, но и пользуются спросом за рубежом.
“Работы скульптора Назара Билыка могут стоить от $1тыс до $30 тыс, средняя цена на работы Ярослава Присяжнюка от $2,5 до $10 тыс, работы Валерии Трубиной стоят от $5 до $20 тыс““, - рассказала Марина Щербенко, куратор Bottega Gallery и Shcherbenko Art Centre.
Галерейный бизнес
Читай также: Как продать из Украины за границу
Уровень конкуренции: низкий
Начальные инвестиции: от $10 тыс.
Штатный заработок сотрудников: от $200 до $500
Срок окупаемости: от 3 лет
Галерейный бизнес - одна из немногих областей деятельности с минимальной конкуренцией и максимальным потенциалом развития. Вопрос, почему украинские предприниматели не хотят инвестировать в искусство, прост, они в нем не разбираются, не знают молодых и перспективных художников, да и просто не до этого в кризис. Хотя сейчас в Украине действует около 200 арт-галерей, и большинство из низ коммерчески успешные, более того законодательство не контролирует такого рода деятельности, лицензия не нужна. Обычно галереи сотрудничают с 30 художниками, которых они по субъективному мнению выбрали, выставки проходят около 10-15 раз в год, средняя площадь помещений - около 200 кв м.
Читай также: Огромный алмаз был продан на аукционе по рекордной цене
“Лучше всего продаются картины, понятные людям, в которых человек может увидеть какую то часть своего опыта. Сейчас очень выгодно вкладывать в искусство, потому что рынок стоит и можно по доступной цене купить хорошие работы, которые со временем будут в разы дороже. Мы занимаемся только контемпорари. Мы не можем выстроить бизнес-план для галереи потому, что это искусство и здесь просчитать успех невозможно“, - рассказала Мария Вторушина, куратор галереи D12.
Многие галереи руководствуются внедрением искусства в массы, не считая возможную прибыль. Их задача - заинтересовать украинского зрителя современным искусством, и только потом говорить о выгоде.
“Проводя отбор художников в Shcherbenko Art Centre мы отталкиваемся не от коммерческого успеха, а от смысла, с которым он работает. Когда у художника есть качество, смысл в работах, он востребован на рынке - это пол дела. Гармония возникает, когда есть подготовленная аудитория, а подготовленность предполагает интеллектуальный труд, когда клиент вникает в саму суть. Мы работаем с молодыми - это Назар Билык, Маша Куликовская, Анна Надуда. Портрет нашего покупателя - это коллекционер, который хочет расширить свою коллекцию, или это молодая аудитория: потенциальный коллекционер, который сейчас покупает художников своего возраста. Основная трудность - работа в очень бедном культурном обществе, низкий уровень образования и незаинтересованность государства в поддержке и развитии культуры страны“, - рассказала Марина Щербенко.
Автор: Елизавета Топух
Смотри также фото - Лучшие художники Украины и их работы: