Не успела компания Uber запустить подразделение такси в Украине, как ее уже обвинили в нарушении интеллектуальных прав. Как выяснила ЛІГА.net, харьковчанин Дмитрий Ракитянский в конце прошлого года зарегистрировал в Украине патент на полезную модель “Способ создания единого автоматизированного информационного пространства транспортных услуг“. Некоторые принципы работы приложения Uber пересекаются с украинским изобретением, утверждает он.
Читай также: Виталий Кличко: Киев должен стать инновационным городом
Украинский Uber?
“Компании Uber в Украине направлена претензия о нарушении патентных и авторских прав“, - сообщил ЛІГА.net пользователь Facebook под именем Реб Климрод. На своей страничке в Facebook он называет себя Chief Information Officer (CIO) американской компании WebTaxi inc. По его собственным словам, Реб Климрод - это рабочий псевдоним, а настоящее имя - Дмитрий Ракитянский (обладатель патента). Он уточнил, что оставил претензию к Uber на сайте его киевского подразделения в поле для обратной связи. Если американский стартап не отреагирует, WebTaxi направит официальную претензию непосредственно в адрес Убер Украина.
WebTaxi inc зарегистрирована в штате Делавер в декабре 2015 года, выяснила ЛІГА.net. По словам Ракитянского, в США у него есть партнер.
Читай также: Саудовская Аравия вложила $3,5 млрд в Uber
Ракитянский утверждает, что главные особенности его патента - самостоятельная регистрация водителя в приложении и работа с клиентом напрямую, без финансовых посредников. “Клиенты имеют возможность видеть и выбирать водителя, находящегося на карте. Uber копирует функциональность приложения, которое защищено патентом и авторским правом в Украине. Защищать права правообладателей будет американский адвокат“, - уточнил Ракитянский. Помимо указанного патента, он также является собственником свидетельства на регистрацию авторского права № 58447 от 05.02.2015 “Информационный сервис автоматизированного взаимодействия автоперевозчиков и клиентов напрямую друг с другом“.
Дмитрий Ракитянский уверяет, что за 6 месяцев приложение установили 17 000 водителей в 25 городах Украины. В проект, по его словам, инвестировано $200 000. И сейчас компания находится в поиске дальнейших инвестиций для полноценного старта. Представитель компании говорит, что проект предполагает фиксированные условия: водитель платит сервису 5 грн в день. Если в течение дня нет заказов, деньги возвращаются.
Читай также: Как Uber формирует тарифы на свои услуги - The Economist
Еще одно отличие от Uber, по словам Ракитянского, - возможность для водителей WebTaxi самостоятельно устанавливать тарифы. Кроме того, проект не будет нанимать водителей, а лишь предоставляет сервис для обслуживания клиентов.
Удивлению нет предела
В пресс-службе Uber удивлены такой новости. “Если честно, очень странный посыл. Приложение Uber впервые появилось на свет в 2009 году и на сегодняшний день доступно более чем в 470 городах мира. Все права и технологии, на основе которых работает приложение Uber, зарегистрированы в соответствии со всеми действующими нормами международного законодательства“, - комментирует менеджер по коммуникациям компании Евгения Шипова.
Читай также: Стало известно, в какой проект Apple вложит $1 млрд
Юристы, опрошенные ЛІГА.net, по-разному смотрят на перспективы WebTaxi защитить свое ноу-хау. “Здесь возможен конфликт патентов. В Украине (как и в США) не могут досконально проверить патенты всего мира. Это глобальная проблема права интеллектуальной собственности“, - говорит управляющий партнер ЮК Юскутум Артем Афян. Но, по его словам, с учетом того, что Uber работает давно и в США хорошая экспертиза, ее патент должен остаться в силе.
“Шансы у Ракитянского привлечь к ответственности Uber за нарушения невелики“, - соглашается патентный поверенный Мария Ортинская. По ее словам, речь может идти о нарушении авторских прав лишь в случае, если Uber скопировал исходный код компьютерной программы, внешний вид интерфейса или тексты на сайте.
Читай также: Экономика греха: на что тратит деньги поколение Y
“Патент на полезную модель Укрпатент выдал без проверки соответствия критерию мировой новизны. Также заявка на получение патента была подана лишь в 2015 году. Это означает, что патент, скорее всего, не является новым, так как сервис Uber известен достаточно давно“, - добавляет Ортинская.
Сейчас полезная модель стала основным инструментом патентных троллей, добавляет Афян. “Есть вариант, что компании Uber предложат выкупить этот патент за $100 000, что будет дешевле цены спора. Если так случится, то мы имеем дело с троллингом“, - отмечает он.
Ранее сообщалось о том, что Uber привлек кредит в $1,15 млрд