В силу того, что Украина является молодой страной, ювелирное дело у нас только набирает обороты и раскрывает свой потенциал. Долгое время украинским ювелирам связывали руки, не давая во всю силу заявить о своем таланте. Но сегодня все чаще молодые мастера открывают ювелирные дома, которые отличаются оригинальностью и изысканным дизайном.

Читай также: Украинцы начали чаще обращаться в ломбарды - эксперты

ДЕНЬГИ.ua узнавали, насколько сложно было открыть свой ювелирный бизнес, и какие секреты таят “золотые” мастера.

Украинское ювелирное дело начало развиваться еще в начале ХХ годов, но военные действия, которые накрыли не только нашу страну, но и мир в целом, не давали “золотым” мастерам творить от души и в полную силу. В послевоенное время ювелиры были вынуждены работать с недорогими материалами и заурядными дизайнами. Эпоха социализма монополизировала ювелирное дело под государственные фабрики, оставив частным мастерам только ремонтные работы.

Прогрессивный подход

Отсутствие изысканных ювелирных украшений на рынке побуждает талантливых украинок брать дело в свои руки. “Я открыла свой ювелирный бизнес в 2010 году. На это у меня было две весомые причины. Первое: я не смогла подобрать на рынке достаточно интересных украшений для себя. Второе - мне хотелось сделать что-то очень красивое”, - рассказывает Елена Ястреб, основательница ювелирного бренда Lena Yastreb.

Мобильность ювелирного дома - это огромное преимущество на рынке, и, в первую очередь, это удобство для клиента

Советские кольца “цветочки” и серьги “ягодки” остались в прошлом, сейчас ювелиры должны идти в ногу со временем. “У меня, прежде всего, свой собственный стиль, прогрессивный подход к ювелирному делу. Мой ювелирный бренд придерживается высоких стандартов, новейших методик производства и это все благодаря отличной команде. Нет единой доминанты, у меня популярны несколько направлений: классика, минимализм и трендовые вещи”, - рассказывает Елена Ястреб.

Читай также: Настоящий Эгоист: В Италии показали самый дорогой чайник в мире

Безусловно, палки в колеса ювелирному бизнесу вставляют пробелы законодательной базы. “Основная моя трудность в развитии бренда была связана с законодательными недоработками. Что касается логистики, то у меня не настолько большие объемы, чтобы иметь логистический центр. На сегодня за всеми движениями наблюдаю  лично я”, - делится Елена Ястреб.

Работа ювелира сродни работе хирурга: человек не имеет права на ошибку. “У меня есть серия изделий Stars&Pearls, которая отличается тонкостью работы. Эксклюзивные компоненты невозможно механизировать в обработке, например, такой капризный материал как хрупкий жемчуг. Также трудности в работе возникают с редкими камнями. Иногда человек приходит со своим камнем, который ему дорог, а так как любой камень неповторим, в таком случае нет места ошибке, второй попытке”, - рассказывает Елена.

Читай также: Сладкая жизнь: Как открыть кондитерский бизнес по-украински

Ювелирное дело скрывает массу тонкостей, связанных с рентабельностью и доходом. “Себестоимость зависит не от сырья, а от комплектующих, от качества работы (количества потраченных часов). Сам металл имеет стандартную цену, зачастую его стоимость растворяется в стоимости изделия - его производства и продвижения. В целом кризис сократил спрос на ювелирные украшения на 30%, и он очень медленно восстанавливает былую мощь”, - рассказывает владелица ювелирного бизнеса.

Многие украинцы уверены, что начать свое ювелирное дело можно только со стартовым капиталом в миллион гривен. “Я начинала свое дело с $250, но это было в условиях рынка и производства шестилетней давности. В развитие сайтов и продвижение бренда регулярно вкладываем 10% от оборота. Молодым ювелирам я бы посоветовала обратить внимание на стратегию. Не обольщаться собственными идеями, а составить точное представление о цели и результате, которых хочет достичь человек”, - советует Елена.

Философский камень

Читай также: Как бриллианты объединили морских пиратов и хакеров

Новый этап в жизни каждого человека открывает новые двери и возможности. “Наш бизнес начался с рождением дочери, с попытки опробовать новую сферу. Ювелирный бренд был основан в 2013 году”, - рассказывает Алиса Якубова, основательница бренда Alice Yava Jewelry. На рынке ювелирных изделий эксклюзивность и нишевость является залогом успеха. “Особенность наших украшений - это минимализм, но с разнообразными камнями, лаконичность и повседневность. Я являюсь дизайнером и создаю изделия из фурнитуры по собственному заказу. У нас нет украшений-бестселлеров, так как все изделия в единственном экземпляре”, - рассказывает Алиса Якубова.

Очень важно найти свой стиль и придерживаться его. Нужно верить в себя и быть терпеливыми. Дорогу осилит идущий

Логистические трудности преследуют многие ювелирные бизнесы, и это надо учитывать. “Самая большая трудность - это время, уходящее на ожидание посылок с камнями, ведь мы заказываем их из разных стран. Это необычные драгоценные и полудрагоценные камни, которые вы не встретите в столичных магазинах”, - делится Алиса Якубова.

Читай также: Уберечься от воров: Украинцы начали массово устанавливать сейфы

Мобильность ювелирного дома - это огромное преимущество на рынке, и, в первую очередь, это удобство для клиента. “На данный момент наш логистический инструмент это почта, но мы планируем расширяться”, - рассказывает Алиса Якубова. В ювелирном бизнесе лояльность и любовь клиентов, являются ключом к успеху и процветанию. “Самые сложноизготовляемые украшения - это изделия на заказ. Так как в первую очередь нужно угодить заказчику, умело создать украшение, которое будет соответствовать человеку”, - рассказывает Алиса.

Возрождение ювелирного дела в Украине набирает обороты, в связи с этим растет конкуренция. “Себестоимость материалов соответствует ценам поставщиков. К тому же, сфера ювелирного бизнеса очень непредсказуема из-за большой конкуренции на рынке. Мы начинали с небольшим капиталом, примерно в $500. Вначале вложения в развитие были самыми минимальными, а то и вовсе отсутствовали - это сарафанное радио, социальные сети и бесплатная платформа сайта, создателем которого является наш ювелирный дизайнер. Собственно, и по сей день сайт имеет свой первоначальный вид”, - рассказывает Алиса Якубова.

Читай также: Инвестиции в себя: Зачем и сколько нужно вкладывать в саморазвитие

Ювелирное дело - это специфический вид искусства, в котором нужно найти себя. “Очень важно найти свой стиль и придерживаться его. Я остановилась на необычных камнях и украшениях на каждый день, которые элегантны и лаконичны. Нужно верить в себя и быть терпеливыми. Дорогу осилит идущий!”, - рассказывает Алиса Якубова.

Ювелирный титан

Пожалуй, всего несколько украинских ювелирных домов могут похвастаться своей историей и  богатым опытом. “Мой бизнес начался 15 лет назад, с розничного магазина на Львовской площади. На тот момент мы работали с партнером и фактически сразу задумались о собственном производстве. Спустя 2-3 года мы начали создавать собственное предприятие. На данный момент у нас нет аналогов среди украинских ювелирных домов. Поэтому бренд SOVA можно смело назвать ювелирным трендсеттером. У нас уникальный стиль изделий, который проявляется в дизайне. К тому же, мы открыты к коллаборациям с украинскими дизайнерами, к экспериментам в плане технологий, рекламы и общей подачи украшений”, - рассказывает Александр Сова, основатель компании SOVA jewelry house. За многолетнюю историю этот ювелирный дом сталкивался с различными трудностями и препятствиями, которые впоследствии только укрепили компанию.

Намного легче обучить человека ювелирному делу, чем расширить рамки его творческого потенциала и избавить от ювелирных штампов

“Были трудности с кадрами, мы принципиально не хотели создавать нечто подобное, что уже существовало на украинском рынке. К нам приходили специалисты с уже существующих украинских ювелирных компаний, но с собой они привносили свой прошлый опыт и старое видение, нам же хотелось чего-то принципиально необычного и уникального. Поэтому первую арт-команду мы собирали по художественным школам Киева. Нам было легче обучить человека ювелирному делу, чем расширить рамки его творческого потенциала и избавить от ювелирных штампов”, - рассказывает Александр. 

Читай также: Бизнес в розовых тонах: Как заработать на выращивании цветов

Специфика ювелирного дела тоже вносила свои трудности в работу бизнеса. “Тяжело, когда мы используем не типичные совмещения материалов, разрабатываем принципиально новый дизайн. Для этого мы тестируем каждую форму, чтобы они были удобны в эксплуатации. Для нас недостаточно создать красивое украшение, оно должно быть удобным и практичным. Например, актуальные миди-кольца  должны быть не только красивыми, но и носибельными. У нас нет традиционных подходов, нам необходимо найти их самостоятельно”, - рассказывает Александр Сова.

Для создания подобного дома с многолетним опытом, нужно иметь отлаженный механизм работы. “Ювелирный бизнес, как и любой другой, успешен в зависимости от подхода к работе. Большое значение имеет организация труда, команда, позиционирование и много других факторов. Наш стартовый капитал составлял 500 тыс грн. Начинающим ювелирам посоветовал бы найти свою нишу и не быть похожими на большинство. На сегодняшний день очень много путей, которые еще неизведанны в ювелирном бизнесе. Это использование новых технологий, необычных совмещений металлов, которые еще не популярны на украинском рынке. Например, мы начали использовать керамику в изделиях, и это было позитивно воспринято покупателем. Необходимо удивлять своего клиента: дизайном, сервисом, рекламой – это алгоритм по которому мы рекомендуем двигаться”, - делится Александр Сова.

Читай также: Какой бизнес в Украине не боится кризиса - эксперты

Ювелирный бизнес - это тонкий творческий процесс, который доступен любому человеку, стоит только захотеть. Здесь большую роль играет чувство стиля, нишевость и новшества, которое сделают из начинающего мастера ювелирного магната. Откройте в себе новые грани таланта и заявите об этом на всю Украину!

Елизавета Топух

Смотри также - Как делают золотые ювелирные изделия: