В Минэкономразвития планируют передать в руки частникам четыре железнодорожных вокзала в Карпатах и у Черного моря, после чего помещения вокзалов могут сдавать под магазины или рестораны. Но комфорт пассажиров, которым прикрываются в ведомстве, может оказаться под угрозой. Об этом сообщают Вести.
Частника выберут по тендеру
Читай также: Укрзализныця повысит цены на билеты с апреля
Как заявил заместитель главы Минэкономразвития Михаил Титарчук, в числе первых объектов на передачу рассматривают сразу четыре вокзала: в Хусте, Славском, Яремче и Николаеве. Как он уточнил “Вестям“, вдохновлялись проектом по опыту курортного городка Сопот в Польше, где после внедрения такой схемы у города появились подземная парковка и новые дороги.
“Частный партнер выбирается путем проведения конкурса. С его победителем заключается договор, в котором определяются все права и обязанности двух сторон, а также механизм контроля. Это не обязательно будут только туристические города. Пилотные вокзалы выберем в зависимости от пассажиропотока, количества иностранцев, скоростных поездов и Интерсити“, - сказал нам Титарчук. При этом на самих вокзалах хранят молчание. “Я ничего не слышал и не знаю“, - резко ответил директор вокзала Николаева Михаил Абрамов.
Стоит отметить, что из четырех выбранных вокзалов два - в Хусте и Николаеве - находятся в ужасном состоянии. При этом для вокзала Николаева еще в прошлом году из госбюджета выделили 89 млн грн на реконструкцию, однако с его ремонтом почему-то не спешат.
Отрабатывают схему
Читай также: Гройсман заявил о завершении переговоров с General Electric
Впрочем, железнодорожники видят в идее с вокзалами и риски. “Во многих странах вокзалы не принадлежат компаниям, которые занимаются путями. Да и “Укрзализныця“ не справляется с обслуживанием и поддержанием вокзалов в надлежащем виде. Так что шаг, конечно, правильный, но есть риск того, что после сдачи вокзалов в аренду они будут использоваться не по назначению - не обеспечат круглосуточный прием пассажиров. По опыту тех объектов УЗ, которые ранее передавались в аренду, можно сказать, что условия не соблюдались, так как нельзя было контролировать собственника“, - говорит “Вестям“ бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Правда, по его словам, возможен вариант, когда вокзал передадут частнику, и с ним ничего не произойдет.
Вокзал - это концентрация пассажиропотока, и здесь можно внедрять дополнительные способы заработка. Например, сдачу площадей под магазины, аптеки, киоски и рестораны. Плюс заработки могут устроить и на парковках. Это то, на чем зарабатывают в аэропортах - Владимир Шульмейстер
Эксперт общественной кампании “Евро-патруль“ Вячеслав Коновалов говорит, что происходящее с вокзалами будет зависеть от условий, на которых их будут передавать частникам. “За последние 20 лет было несколько попыток привлечения частных контор на вокзалы, и каждый раз все эти попытки блокировались, а цены не снижались. Например, в 2014 году открывали частный поезд Киев - Одесса - Измаил, которого хватило на пару месяцев, и потом ему не дали развиваться. У меня такое ощущение, что идея с частными вокзалами - это некое прощупывание почвы: схему опробуют на небольших объектах, чтобы в дальнейшем реализовать ее на вокзалах крупных городов“, - считает эксперт.
В международных поездах появится duty free
Читай также: Кабмин утвердил финплан Укрзализныци
В “Укрзализныце“ - наряду с горячим питанием, продажей книг и электронными развлекательными системами в ночных поездах - уже в этом году может появиться duty free. Как заявил и. о. главы УЗ Евгений Кравцов, сейчас в ведомстве изучают востребованность услуги.
Впрочем, питание в поездах пассажирам обещают еще с ноября прошлого года, а задержку объясняют тем, что никак не могут решить вопрос, где хранить борщи и каши во время движения. Та же история и с телевидением - для его работы УЗ необходимо закупить дорогостоящие лицензии на вещание и трансляцию программ.
Ранее сообщалось о том, что Укрзализныця получит 150 млн евро от ЕБРР.