С 1 марта Кабинет министров ввел ограничения: аптеки получили право устанавливать наценку не выше 35%, а дистрибьюторы – до 8%. Однако самым важным решением стал запрет на предоставление маркетинговых услуг. Однако не все аптеки снизили цены на препараты, а некоторые обходят ограничения.
Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию «Экономической правды».
Читай также: В США создали первую в мире вакцину от ВИЧ: сколько стоит
Отмечается, что за последние пять лет именно маркетинговые услуги стали одним из основных источников дохода для аптечных сетей и важным инструментом увеличения продаж для производителей. Их стоимость постоянно росла, что напрямую влияло на рост цен на лекарства. В Министерстве здравоохранения отмечали, что в 2025 году такие сборы фактически перестали быть услугой, превратившись в обязательное условие выхода препаратов на рынок.
После утверждения постановления о снижении цен министр здравоохранения Виктор Ляшко сообщил, что стоимость 100 наиболее популярных препаратов уменьшилась на 30%.
Тем временем производители лекарств, аптечные сети, дистрибьюторы и представители власти под руководством заместителя главы Офиса президента Ирины Верещук начали обсуждать причины подорожания медикаментов и возможные пути решения ситуации. Параллельно Минздрав занимался подготовкой постановления, которое должно было урегулировать вопрос маркетинговых выплат.
Во время этих совещаний звучала критика относительно сохранения высоких цен на многие препараты. Так, стоимость лекарств производителей "Дарница", "Фармак" и Киевского витаминного завода, которые не вошли в топ-100, либо почти не изменилась, либо снизилась незначительно.
"Мониторинг онлайн-цен в пяти ведущих сетях аптек показал, что на некоторые препараты "Дарницы" наценка достигала 40-53%, а на отдельные - 60-76%. То есть некоторые сети, похоже, решили компенсировать свои недополученные прибыли по топ-100 повышенными ценами на препараты, которые не вошли в эту категорию", – сообщила представитель фармацевтической компании "Дарница" Екатерина Загорий.
Еще одной претензией к производителям стало использование ими скрытых маркетинговых услуг. Такие платежи проводились через иностранные дочерние компании аптечных сетей и производителей либо маскировались под оплату обучения фармацевтов.
Два источника издания на фармрынке и один собеседник во власти подтвердили, что после 1 марта в аптеках продолжали действовать "серые" маркетинговые договоры. По словам одного из них, спецслужбы уже подготовили президенту Владимиру Зеленскому доклад о том, что маркетинговые услуги оплачиваются в тени. Этот вопрос также поднимала Ирина Верещук во время встреч с аптечными сетями и производителями.
Сообщается, что в рабочем порядке рассматривались два варианта возвращения маркетинговых выплат. Первый предусматривал ограничение таких платежей 12% от общего объема продаж аптек за прошлый год – этот подход устраивал сами аптечные сети. Второй вариант, предложенный Минздравом, предполагал ограничение маркетинга для безрецептурных препаратов 12%, а для рецептурных – 3% к цене производителя. Для аптек такое решение было менее выгодным, поскольку безрецептурные препараты составляют только 40% их продаж.
Как пишет издание, принять постановление планировали в начале июля, однако Министерство юстиции высказало ряд замечаний, заявив, что установление процента маркетинговых платежей не входит в полномочия Кабмина. Сейчас новое предложение согласовывают с Государственной регуляторной службой. По словам чиновников, окончательная версия постановления будет отличаться от первоначальной.
Напомним, Dengi.ua сообщали о том, что Кабинет Министров облегчил лицензионные требования для аптек, расположенных в селах и поселках городского типа.
Также Dengi.ua писали, что во время Ukraine Recovery Conference 2025 в Риме ГП "Медицинские закупки Украины" и международная фармацевтическая компания Roche подписали соглашение о локализации производства инновационных онкологических препаратов в Украине.