С 1 января 2026 года в Украине прекращается действие налоговых льгот на импорт электромобилей. До этой даты автолюбители массово ввозят электрокары и гибриды, что в 2025 году привело к рекордным показателям как по объему продаж, так и по нагрузке на бюджет. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию «Экономической правды».
Отмечается, что в августе 2025-го электромобили и гибриды заняли четверть автомобильного рынка страны — как среди новых машин, так и среди подержанного импорта. Доля ввезенных подержанных электрокаров достигла 25,6% (плюс 2,3%. к июлю), а среди новых автомобилей — 28% (+3,2%.). Для сравнения: в Польше показатель в первом полугодии вырос лишь с 3% до 5%, в Чехии составил 5–6%, а в среднем по ЕС доля электрокаров равна 15,6%. В Украине же каждая вторая новая машина в августе имела электрическую или гибридную установку.
Читай также: Импорт легковушек обошелся Украине более чем в $3 млрд: кто поставляет авто
Причины спроса
Сообщается, что главная причина такого бума — окончание налоговых преференций. С 2018 года при ввозе электрокаров не взимались 20% НДС и 10% пошлины, а акциз был символическим — 1 евро за кВт⋅ч емкости батареи (обычно не более 100 евро за авто). Это снижало цену на 20–35% по сравнению с бензиновыми аналогами и сделало электрокары значительно доступнее. С нового года эти льготы отменяются: при растаможке придется уплачивать полный НДС, пошлину и акциз.
Как пишет издание, на этом фоне импортеры ускоряют поставки. По данным ГТС, только в августе 2025 года в Украину ввезли 9274 электромобиля на сумму почти 8,1 млрд грн, что составило около 20% годового объема. Именно этот всплеск стал одной из причин рекордного дисбаланса между экспортом и импортом.
Финансовые последствия
Кроме того, финансовые последствия для бюджета ощутимы. В августе Украина недополучила более 1,6 млрд грн поступлений от НДС и пошлин, а по данным таможни, средняя "цена льготы" с одного авто составляет 172 тыс. грн. При этом, по данным сервисных центров МВД, за 8 месяцев 2025 года в стране зарегистрировали 47,3 тыс. импортированных электрокаров. Поэтому за неполный 2025 год бюджет уже недополучил около 7,5-8 млрд грн.
«Если динамика августа сохранится, то за весь 2025 год потери сметы из-за льготной растаможки электроавтомобилей могут составить ориентировочно 11-12 млрд грн», - подчеркивает издание.
Также электрокары не участвуют в финансировании дорожной инфраструктуры. Владельцы не платят акциз на топливо, который традиционно наполнял дорожный фонд. Хотя с 2024 года его средства перенаправлены на нужды обороны, в мирное время эта проблема снова станет актуальной. Налог на электроэнергию, который уплачивают пользователи электромобилей, значительно ниже и не идет на ремонт дорог.
«В любом случае, после отмены льгот в 2026 году украинский "электротренд" неизбежно притормозит. Например, в Румынии после частичной отмены льгот в 2024 году (размер субсидии уменьшился с 10 тыс. евро до 5 тыс. евро) продажи электрокаров упали более чем на 30%. Как следствие их доля в новых регистрациях за два года сократилась с 11% до 3,2%», - резюмирует ЭП.
Как ранее сообщали Dengi.ua, в августе крупнейшими региональными рынками Украины по продаже электромобилей были Киев, Киевская, Днепропетровская, Одесская и Львовская области.
В то же время, как писали Dengi.ua, в августе от импорта электромобилей в Украину государственный бюджет получил только 31,9 млн грн.