Экономика России сталкивается с растущим давлением со стороны так называемых "дружественных" стран. Они быстро занимают ниши, которые пустеют из-за инвестиционной паузы. Об этом пишут Dengi.ua со ссылкой на Службу внешней разведки Украины.
Внутренних производителей парализуют высокая ключевая ставка, неэффективная монетарная политика и сокращение бюджетного импульса. Формальные показатели инвестиций в основной капитал выглядят стабильными, однако реальное падение достигает 1,5%.
Отмечается, что экспортные доходы сократились на 20%, а повышенная налоговая нагрузка, включая НДС, дополнительно ограничивает возможности бизнеса. Промышленники называют замедление понижения ключевой ставки и высокую стоимость кредитов главными барьерами для развития.
В результате рынок открывается для китайских поставщиков оборудования и продукции, без значительных вложений получающих контроль над сегментами, которые теряют российские компании.
Читай также: Сибирь в китайских руках: зависимость России от КНР усиливается
По данным разведки, самый яркий пример - рынок тяжелых грузовиков. За январь-октябрь 2025 года продажи машин более 14 тонн упали на 54%, а магистральных тягачей - на 71%. В целом зарегистрировано только 37,9 тыс. тяжелых автомобилей, что на 57% меньше, чем в прошлом году.
Несмотря на формальное лидерство КАМАЗа с долей 29,5%, китайские Sitrak (16,3%), Shacman (10,8%) и FAW (9%) фактически вытесняют его с рынка, а давление усиливает белорусский МАЗ с 7,2%.
"Российский производитель обречен на дальнейшее вытеснение из ключевых сегментов, а восстановить утраченные позиции в условиях агрессивной экспансии "дружественных" конкурентов фактически невозможно", - говорится в сообщении.
Напомним, 2025 год стал непростым для АвтоВАЗа - основного производителя автомобилей в России. По оценкам предприятия, было реализовано около 370 тыс. автомобилей, включая экспорт, что на четверть меньше, чем удалось продать в 2024 году.
Ранее мы писали, что, несмотря на сокращение торговли, зависимость России от Китая только продолжает расти.