Номинальная закредитованность экономики Украины составляет 51% ВВП или 1,0 трлн грн. Это значительно ниже уровня западноевропейских стран и соответствует среднему уровню восточноевропейских стран. При допущении списания с баланса валютного розничного портфеля и 50% корпоративного портфеля уровень проникновения кредитов в экономике снизится до 25% ВВП. Этот показатель будет уже достаточно низким. У других европейских стран диапазон показателя от 31% до 125%, в среднем - 64%.
Но здесь на самом деле начинаем сталкиваться с парадоксом. С одной стороны мы видим, в рознице экономика недокредитована. А в корпоративном секторе все наоборот - перекредитована.
Начнем с розницы. Показатель закредитованности розницы составляет 10% ВВП. В этом сегменте коэффициент может доходить до 70%. Поэтому я вижу, что как минимум есть потенциал роста в 2-3 раза. Но основу розничного кредитования в других странах составляет ипотека. И, это ужасно, что в Украине ее нет. Вся ипотека закончилась в кризис 2008 года. Когда можно было брать кредит по условно низким ставкам, доступным для населения в валюте. Когда я приехал в Украину, для меня было удивительно, что запретили валютную ипотеку.
С одной стороны валютное кредитование несет риск. Но в тоже время валюта - это длинный ресурс и ставки по ней низкие. Если национальная валюта достаточно стабильная и длинный ресурс отсутствует, то валютная ипотека может иметь место. Но получилось, то, что получилось.
В 2012-2013 годах, когда кредитование восстанавливалось после кризиса 2008 года, ставки по ипотеке опустились до 14% годовых. Но все равно это было много. 12% годовых это тот минимальный уровень, на котором начинается ипотека. Поэтому, наверное, об ипотеке несколько лет нам стоит только мечтать.
Потребительские кредиты имеют хороший потенциал роста. За два последние года общий объем потребительских кредитов снизился на 36%. Около восьми месяцев назад начался рост по объемов выданные потребкредитов в среднем на 8-10% в месяц. Профиль риска по таким ссудам достаточно неплохой, а ставки немного подняли. Несмотря на дорогое фондирование этот бизнес сейчас очень привлекателен как в сетях, так и потребительское кредитование, кредитные карты.
Если мы говорим о кредитовании бизнеса, то здесь картина абсолютно противоположная. Номинальная задолженность компаний составляет 788 млрд грн или 41% ВВП. Это выше всех европейских стран. Поэтому в корпоративном сегменте у нас очень высокий уровень перекредитованности.
Все кредиты носят долгосрочный характер, ставки по ним высокие и кредитная нагрузка на заемщика соответственно также большая. Для любого корпоративного заемщика будет достаточно сложно обслуживать этот долг.
Самая высокий перекредитованности наблюдается в строительной отрасли. Так высокий уровень в машиностроении, промышленности и в торговли. Из-за ухудшения конъюктуры рынка кредитование традиционных для Украины отраслей: машиностроение и металлургия - это очень опасно.
Сейчас банки обходят стороной валютных займов для бизнеса. Но все равно постепенно рынок будет возвращаться к валютному кредитованию экспортеров имеющих валютную выручку. Но, тем не менее, кредитование крупных компаний будет очень сильно затруднено.
И поэтому первый вывод, который напрашивается - это отсутствие кредитования корпоративного сектора в ближайший год. Но это не так. Оно будет, но очень селективно. В основном кредиты будут выдаваться среднему бизнесу.
Какие предпосылки нужны, чтобы возобновилось кредитование. Во-первых - это снижение инфляции и ставок. И хотя прогноз инфляции на этот год исчисляться двузначными цифрами (12-19%), но общий тренд идет на снижение. С августа прошлого года начался перелом в падении депозитов. Мы увидели рост по гривневым депозитам. По валюте мы роста так и не увидели. Но хотя бы произошла стабилизация. Поэтому мы надеемся на снижение ставок.
Константин Вайсман,
глава правления VTB Bank (Украина)