Таможня требует существенного повышения таможенной стоимости товаров, ввозимых импортерами. Сами импортеры говорят, что подобные требования обычно являются безосновательными. Что говорить, громкий салют перед началом реформы ГФС. Ребята тщательно заботятся о рейтингах действующего главы государства и об ускорении инфляции. И передают привет Doing Business.

Читай также: Трудовые мигранты ежегодно перечисляют в Украину около 10 миллиардов долларов

“Начиная со второй декады января 2019 года сотрудники таможенных органов начали безосновательно требовать существенного повышения заявленной нами таможенной стоимости ввозимых товаров”, - это из публичного заявления о-о-о-очень крупного импортера потребительских товаров.

Импортеры, экспедиторы, таможенные брокеры уже несколько недель кричат о безумном давлении со стороны таможенников, которые требуют пересматривать таможенную стоимость импортируемых товаров в сторону увеличения. И очень часто речь идет о пересмотре цен даже в прямых контрактах, не говоря уже о сделках с иностранными оптовыми поставщиками. Конечно, мы не верим в заявления “не под запись” о том, что довольно часто эти требования являются попытками пригласить того или иного украинского импортера к коррупционному диалогу. Этого просто не может быть, да?

Читай также: В МЭРТ зафиксировали самый низкий уровень теневой экономики за последние 10 лет

Однако сами импортеры, в том числе производственные компании, завозящие комплектующие и сырье, говорят о резком росте количества случаев, когда на таможне от них требуют необоснованного увеличения таможенной стоимости по сравнению с реальной ценой сделки. И, собственно, по этой причине - соответствующего увеличения сумм НДС и импортной пошлины. Что уж говорить о том, что эта практика разрушает белый бизнес и делает более привлекательными “серый” и “черный” импорт.

А еще такая практика создает своего рода крючки. Ведь если таможенная стоимость по текущим импортным контрактам значительным образом увеличена по сравнению с реальной, то можно привлечь импортера к ответственности за занижение таможенной стоимости по контрактам предыдущим.

Читай также: Сотня крупнейших налогоплательщиков Украины внесла почти 300 млрд гривен налогов за 2018

Опять-таки, “не под запись”, старожилы рынка вспоминают незлым тихим словом новоиспеченного монегаска (резидента Монако) - господина Хорошковского, который в 2007-2008 годах возглавлял ГТС и прославился кампанией по... административному давлению относительно завышения таможенной стоимости и изменению кодов товарной номенклатуры по импортным контрактам. Эта практика уже на системном уровне была продлена в 2010-2013 годах, однако позже на нечто подобное жаловались значительно меньше. И вот - “повторение пройденного”.

Читай также: В Украине вступил в силу закон о валюте: что нового

Излишне отмечать, что необоснованные требования являются признаком увеличения коррупционных рисков. Но импортеры, таможенные брокеры и экспедиторы все равно жалуются, скорее шепотом, чем вслух. Потому что они не хотят потерять бизнес, который более чем полностью зависит от настроений господ с таможни. Публично об этой позорной практике громко заявляют разве что сверхбольшие компании, имеющие влиятельных акционеров. И то, что даже такие фигуры вопиют о злоупотреблениях, свидетельствует о том, что ситуация дошла до предела - это же как нужно было их давить, чтобы они оставили в стороне попытки договориться и вышли в публичное пространство.

P. S. Давление по искусственному завышению таможенной стоимости - это, к тому же, еще и дальнейшее ускорение роста потребительских цен и уничтожения рабочих мест. А вы как думали?

Александр Крамаренко

Полностью журнал “Гроші“ № 4 от 21 февраля можно приобрести онлайн.

Новости от Деньги.uа в Telegram.

Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.