Крупные инвесторы и крупный бизнес очень часто сталкиваются просто с отсутствием правил. Большой бизнес не обсуждает ситуацию, он принимает государственную политику, принимает государственную власть и всегда ищет компромисс. Но сегодня наши клиенты, которые относятся как раз к крупному бизнесу, не понимают правил игры в Украине. Иностранные инвесторы боятся непрогнозируемой украинской судебной системы. Как правило, имеются в виду проблемы с налоговой системой. Инвесторы не понимают, например, каким образом возмещается НДС, что для этого нужно сделать. Потому что они всегда учитывают в своих бизнес-планах, что стимулирующий налог, уплаченный при экспорте, будет возмещён. Они не понимают политику налоговой службы: она будет обжаловать до последней инстанции решения в судах – проигрывать и оспаривать – даже тогда, когда сама будет понимать, что пошла неправильным путём. Проблемой для инвесторов является и отсутствие метода мирных урегулирований споров, соответственно, риски очень существенны. Методы досудебного урегулирования споров не регламентированы и не прописаны в кодексах. Это нормальная мировая практика, а в Украине она не действует.
На мой взгляд, необходимо усовершенствовать Закон Украины «О государственно-частном партнерстве». Но проблема в том, что практика действия этого закона отсутствует. А для украинского чиновника отсутствие определенного протоптанного пути – это настоящая проблема. Украинский чиновник боится быть пионером, новатором. Он просто говорит: «Нет, мы этого делать не будем». Мы часто сталкиваемся с такой серьезной для инвесторов проблемой, когда законодательное регулирование, то есть нормы закона, разрешает что-либо предпринимать, а чиновник говорит: «Нет, мы этого никогда не делали и не знаем, как это сделать».
Есть еще один важный фактор, влияющий на инвесторов. В Украине периодически возникают скандалы, связанные с тем, что местные общины протестуют против реализации проектов малой энергетики. Мне известно о нескольких таких скандалах вокруг небольших гидростанций, которые устанавливались на горных реках. Конфликт был в том, что местные жители запрещали и опротестовывали установку, а власти – наоборот поощряли. В конечном итоге остается непонятным, кто и с кем должен согласовывать проекты и какие в таких историях должны быть отношения.
Вообще, тема инвестирования весьма многогранна, и нельзя что-то улучшить в одном законе, а другие сферы оставить такими, как есть. Для любых инвестиций – в энергетику, в аграрный или любой другой сектор экономики – всегда должны быть правильные посылы. Взять, например, принятие Налогового кодекса. Когда он начал разрабатываться, были позитивные ожидания. Когда же был обнародован окончательный вариант проекта, стало ясно, что кардинально для экономики он ничего не меняет. Было несколько законов, а появился кодекс. Притом он даже усложняет и запутывает определённые вопросы, что касается, например, того же возмещения НДС крупным производителям или экспортёрам. Ведь введение автоматического возмещения не дает им никаких гарантий, потому что есть проблемы с бюджетом.
Что же будет с инвестициями в Украине? Европа, которая сама не может преодолеть сейчас свои проблемы, неспособна инвестировать в Украину. Мы понимаем, что европейские биржи и финансовые институты еще несколько лет будут в таком состоянии. Америка также не рассматривает Украину и наш рынок как приемлемый. У нас остаются, например, Китай и Индия, которые сейчас обладают достаточными ресурсами для инвестирования и заинтересованы в такой деятельности. Но если Украина в ближайшие два года не использует этот шанс, то мы «закроемся» и будем вариться в собственном соку. Мой прогноз на ближайшее будущее, к сожалению, пессимистичен. Поскольку нет общей стратегии, которая всем понятна, нет плана, нет «дорожной карты», по которой мы идем, и понимания, что через какой-то период будет иначе.