Хорошая новость в том, что утилизационный сбор будет платиться только на автомобили, изготовленные и завезенные в Украину после 1 сентября, а не на все автомобили, которые будут покупать украинцы, как ожидалось. «На автомобили, растаможенные до 1 сентября, цена останется неизменна», – сообщает менеджер по связям с общественностью «Порше Украина» Людмила Руль. Автодилеры подготовились и максимально заполнили склады. Запасов новеньких иномарок по прогнозам должно хватить на два-три месяца.
Плохая новость: величину сбора не уменьшили до единого размера в 5,5 тыс. грн. для всех автомобилей. Как и первоначально планировалось, размер сбора будут определять с помощью коэффициентов. Суммы утилизационного сбора составят для новых легковых автомобилей, в зависимости от объема двигателя, от 4,73 до 30,25 тыс. грн., а для коммерческих авто, грузовиков и автобусов, в зависимости от полноты массы, от 8,8 тыс. грн. «К сожалению, «поглотить» удорожание с помощью сокращения маржи импортера и дилеров не удастся, она уже на минимуме после всех кризисных явлений и введения спецпошлин», – сообщил «Деньгам» руководитель отдела маркетинга и планирования продукции компании «Хонда Украина» Александр Подолянко. Результат очевиден – введение утилизационного сбора приведет к сокращению авторынка. Автодилеры уже сейчас начали пересматривать свои планы продаж на этот год и сокращать их минимум на 20%. «Если в начале года мы думали о продажах на уровне 240 тыс. автомобилей, то сейчас, если по результатам года будет продано 200 тыс. авто, – это будет хорошо», – сетует начальник отдела связей с общественностью компании «Ниссан Мотор Украина» Владимир Иванов.
Традиционно не обошлось без коллизий. С одной стороны, на госавтоинспекцию возложили контроль об уплате утилизационного сбора при регистрации автомобилей их собственниками. «Без предъявления справок об оплате утилизационного сбора или освобождении от оплаты данного налога ГАИ не будет регистрировать или перерегистрировать автомобили, завезенные в Украину или выпущенные после 1 сентября 2013 года», – сообщил «Деньгам» начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник. С другой стороны, форму такой справки еще даже не разработали, не говоря о том, чтобы ее утвердить и найти подрядчика, который ее отпечатает по всем правилам изготовления документов строгой отчетности. На это правительство выделило себе 3 месяца – до декабря. Каким образом до этого времени будет проводиться регистрация авто, завезенных в Украину после 1 сентября? Ответа на этот вопрос пока нет. И автодилеры, и ГАИ надеются только на то, что законодатель оперативно внесет изменения в закон об утилизационном сборе. «Борьба за введение правок в постановление об утилизационном сборе продолжается. Мы не исключаем, что удастся добиться если не отмены, то сокращения размера сбора», – резюмирует директор отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко.