Мы задумали специальный выпуск об автомобилях задолго до обвала гривны. И даже задолго до Майдана. Наша редакция считает, что даже самые радикальные общественные сдвиги не должны ломать нашего образа жизни. Что бы ни происходило на Майдане, в Раде, где-то еще, страна должна постараться жить нормальной жизнью и думать о будущем – иначе зачем нужны были усилия и жертвы?
Теперь об автомобилях. Примерно с 1997 года страна отчаянно спорит о том, какую цену уместно заплатить за создание отечественной автомобильной промышленности. Спорит совершенно напрасно. Потому что решение все равно принимается в крайне узком кругу и от главного фигуранта – покупателя – совершенно не зависит.
Мы безбожно переплачиваем за приобретаемые авто. Такой вот у нас «налог на автоамбиции». Мы недополучаем новинки (стр. 14) или получаем их поздно и задорого (стр. 22). Свинтить ввозные пошлины до нуля? Украина потеряет шанс построить собственный автопром, что для 45-миллионной страны все же обидно. Поднять пошлины и сборы до еще больших уровней – круг покупателей новых авто сузится даже против нынешних жалких для такой страны 200 тысяч за год.
И еще в Украине нет ни одного народного автомобиля. Под «народным» я понимаю не «китайца», свинченного из крупных узлов на украинском заводе, хотя такое авто может оказаться вполне народным в смысле цены. Под «народным» я сейчас понимаю машину, собранную на предприятии, которое является акционерной компанией, чьи акции принадлежат максимально широкому кругу украинцев.
Неприятие «мер по защите рынка» – оно же идет не только от цены, которая растет ввиду таких мер, но и еще и оттого, что обычному украинцу нет реального профита от «становления отечественного автопрома». Честно – я сам готов вложить малую толику сбережений в акции отечественного автопрома. И даже купить выпущенную им машину, если она будет приемлема по цене и качеству.