Спрос ушел, но обещал вернуться, и украинский автомобильный рынок замер в ожидании. Он, конечно, не одинок в своей печали. Невесело сейчас всем продавцам, за исключением разве что тех, кто торгует крупой, солью, свечками и валютой. В стране – революция, какие могут быть машины? Разве что боевые, для пехоты. Их нет в автосалонах, а зря: взял бы парочку, себе и куму. Ведь между революциями в этой стране едва успевает пройти десятилетие. И ведь в ту, предыдущую, побеждали того же противника. «Профессура в восторге, просят повторить»?
Вот и нынешняя ситуация в автосалонах напрашивается на историческую аналогию, но уже с осенью 2008 года – та же свистопляска курса гривны и тот же градус накала страстей среди продавцов. Правда, тогда торговля автомобилями была более бойкой – люди как могли спасали деньги. Сейчас и спасать-то особо нечего, ведь в прошлом году было как минимум два весомых повода обменять сбережения на четыре колеса: весной, перед увеличением пошлины на автомобили, и летом, перед введением утилизационного сбора на них. А тут еще затяжной прыжок гривны…
Реакция автодилеров на всю сумму обстоятельств? Единого подхода нет, каждый выкручивается по-своему. В одних автосалонах едва ли не каждый день переписывают прайсы, стараясь успеть за курсом. В других зафиксировали цену, тем самым делая скидку покупателю на сумму курсовой разницы. Третьи – и таких большинство – слегка подтянули цены вверх, а затем объявили дисконт на 500–10 000 долларов, в зависимости от класса автомобиля. Такая щедрость вполне объяснима: уже весна, пора принимать новинки, а склады полны машинами 2013 года, на которые в основном и распространяются скидки. Они в силу своих возможностей поспособствовали росту покупательского интереса: из ассортимента брендов постепенно выбывают самые доступные комплектации.
Теперь давайте представим, что деньги на покупку авто все еще есть. Что сегодня делать их обладателю? Если устраивает автомобиль 2013 года, он есть на складе дилера, и на него распространяются скидки – лучше не тянуть. Запас машин, ввезенных по старому курсу, не безграничен (см. стр. 22), а вот возможность продавцов подвигаться в цене – лимитирована. Автомобиль этого года и без скидок? Вероятно, вскоре они начнутся, так что можно взять тайм-аут и покрутить носом. Особенно, если в этом году на украинском рынке ожидается очередное поколение данной модели (см. стр. 14). Изучите календари новинок в автомобильных изданиях: информация о будущем может помочь сэкономить в настоящем.
В некоторых автосалонах можно услышать о необходимости доплатить 2–3% цены авто на возможные издержки, связанные с приобретением валюты («сегодня доллар так просто не купить, вы же понимаете…»). Что ответить такому продавцу, решайте сами. Но знайте: эти требования не характерны для рынка и отражают лишь отношения конкретного импортера с его банком или брокером.
Покупка выбранной модели под заказ, с тщательно подобранной для себя комплектацией? Рекомендую поискать компанию, которая при полной оплате готова зафиксировать цену контракта по текущему курсу. Такие есть на украинском рынке. Но есть и те, кто возьмет у клиента максимум треть цены, а через пару-тройку месяцев предложит оплатить остаток по действующему на момент передачи машины «межбанку». Мне лично импонирует первый вариант, предполагающий меньшее количество валидола, выпитого при изучении сводок с валютных торгов.
Что касается автокредитования (стр. 28), то здесь без изменений: лучшие условия предлагают родственные импортеру или производителю финансовые институты. Таковых по-прежнему немного, и работают они преимущественно с французскими и некоторыми немецкими марками. А массовых дешевых кредитов ждать не стоит: их в текущем году не будет.