Украинцы всегда осторожно относились к заимствованию чужестранных автомобильных пристрастий, пропуская их через фильтр собственной жизненной философии. Некоторые отечественные автоторговцы называли наш подход к выбору авто «евро-американским». Например, крошечные городские машинки, которых полно в любом европейском городе, в Украине до сих пор не в почете – соотношение цены и «количества машины» далеко от идеала, рисуемого рациональным мышлением.
Кроссоверы и внедорожники? Тут мы не только поспеваем за Европой, но даже, возможно, на полшага опережаем ее по интересу к полному приводу и внушительному клиренсу – у нас страшны и зимы, и дороги.
Дизели? Желание экономить на топливе всегда находило отклик в сердцах соотечественников, а теперь сравнительно доступными стали и сами дизельные машины – благодаря спецпошлине, вздувшей цены на бензиновые версии. Сегодня дизельные моторы уже обеспечивают некоторым компаниям треть продаж, и это – не предел.
Как же мы поступим с новым, стремительно накатывающим общемировым трендом – гибридными автомобилями? Они все еще оснащаются двигателем внутреннего сгорания, однако уже умеют самостоятельно его отключать. И не только во время короткой остановки на красный свет (с этим нынче справляется даже простейшая система «старт-стоп»), но и при движении, когда обязанности ДВС временно исполняет электромотор. «Задержка дыхания» бензинового двигателя значительно уменьшает выброс СО2 из выхлопной трубы, а вместе с тем – и количество денег, которые автовладельцы из развитых стран оплачивают в виде транспортных налогов.
В серийных масштабах первой эту кашу заварила компания Toyota. И она же, при поддержке экологически сознательных правительств, неплохо на ней заработала: сегодня по миру бегает более 5,5 млн. гибридных «тойот», из них примерно с полтысячи продано в Украине.
Размер транспортного налога в нашей стране определяется не чистотой выхлопа. Сбор включен в стоимость топлива, и только от его расхода зависит величина суммы, которую автовладелец платит государству за право носить это гордое звание. Гибриды экономичнее? Да, примерно в полтора раза. Тем не менее, доплату за гибридный привод (обычно не менее 10–15% от стоимости авто) было практически невозможно отбить за 100 тыс. км пробега, после которых у нас принято менять железного коня. Потому что эта «десятина» высчитывалась в среднем от 70 тыс. долл.: подавляющее большинство проданных в Украине гибридов носят эмблему Lexus.
Очевидно, что до сегодняшнего дня покупка гибридомобиля в нашем отечестве не имела экономического смысла. Почему же покупали? У каждого из редких поклонников союза ДВС и электромотора свой резон. Одни платили за хай-тек (в гибриде воплощены новейшие технологии автомобилестроения), другие – за возможность получить опцию, доступную лишь с гибридным приводом (например полностью светодиодные фары в Lexus RX450h). Есть и такие, кто столь недешевым и оригинальным образом подчеркивал свою экологическую сознательность.
А что делать тем, кто привык скрупулезнее считать деньги? Рекомендую им тоже начинать присматриваться к бензиново-электрическим авто. Во-первых, ассортимент сравнительно доступных гибридов, ранее состоявший у нас из единственной Toyota Prius (от 308 299 грн.), недавно пополнила еще более дешевая Toyota Auris Active Hybrid за 265 135 грн. Во-вторых, электромотор и ДВС дружат все эффективнее: технология подзаряжаемых, или plug-in, гибридов уже позволяет сочетать расход в