Принятый в конце марта закон № 1166«О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине» после публикации на сайте Верховной Рады вызвал целый шквал замечаний. По горячим следам правительство подготовило и внесло в парламент еще два законопроекта (№ 4645 и № 4647), которые должны исправить самые явные недочеты (первый из них только принят Верховной Радой, но еще не подписан, а второй не рассматривался депутатами). А вот закон № 1166 уже вступил в силу, он зафиксировал ставки налога на прибыль и НДС на их нынешнем уровне – 18% и 20% соответственно. Это – вместо запланированного понижения к 2016 году. А также ввел 7% НДС для операций с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (ранее такие операции освобождались от НДС вообще).
Закон также презентовал прогрессивную шкалу налогообложения налогом на доходы физлиц (НДФЛ) в части пассивных доходов, а также повысил ставки ряда прочих налогов и сборов с 1 апреля 2014 года (в т. ч. сбора за пользование радиочастотным ресурсом и платы за землю). Ну и еще восстановил сбор в Пенсионный фонд с покупки иностранной валюты. Также в течение 2014 года будут повышены ставки акциза на отдельные виды товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, некоторые нефтепродукты, новые автомобили и мотоциклы). С одной стороны, в условиях бюджетного дефицита повышение ставок налогов может быть оправданным ходом. Однако тот факт, что налоговое давление повышается в середине календарного года, закономерно провоцирует нарекания бизнеса. Также все эти изменения, вероятно, вызовут удорожание ряда товаров и услуг, что предстоит ощутить потребителям.
Одной из наиболее бурно обсуждаемых стала норма, согласно которой уже с 1 апреля операции по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения стали облагаться НДС. В результате неточностей положений закона № 1166 вопрос применения ставки 7% остается спорным. Во-первых, формально к импорту лекарств должен применяться НДС по общей ставке 20% (впрочем, эту техническую ошибку исправляет упомянутый № 4645). Во-вторых, учитывая отсутствие необходимого перечня Кабмина, существует риск, что общая ставка НДС 20% будет применяться ко всем поставкам лекарств (как к импорту, так и к продажам внутри Украины) до тех пор, пока такой перечень не будет утвержден. В-третьих, нужно ответить на ряд важных вопросов, связанных с переходом к новым правилам (например, распределение входящего НДС после 1 апреля, формы отчетности по НДС и налоговых накладных и т. п.). Эти досадные упущения закона могут привести к большему удорожанию лекарственных средств. чем предполагали авторы закона. И понизится ли цена после исправления ошибок, неизвестно. Кроме того, бизнес резонно отметил, что поспешное введение новых норм в действие на практике сложно реализуемо из-за неготовности розничной аптечной сети (необходимо сменить ценники, перепрограммировать кассовые аппараты, переоценить запасы и т. д.).
До 1 июня аптеки смогут не отражать в кассовых чеках информацию об НДС (если принятый закон №4645 будет подписан), но все прочие проблемы продавцов лекарственных средств останутся, увы, в силе.В новых правилах НДФЛ тоже не обошлось без неточностей. Проценты (в частности, по банковским депозитам), дивиденды, роялти и инвестиционный доход, в зависимости от суммы, будут облагаться по ставкам 15%, 20% и 25% с 1 июля 2014 года. При этом процентный доход в сумме до 17 прожиточных минимумов не подлежит налогообложению, а значит, проценты по небольшим депозитам должны избежать налога. Но в связи с несогласованностью отдельных положений закона № 1166, начиная с 1 апреля и до 1 июля 2014 года банки формально должны удерживать и уплачивать налог с любой суммы процентного дохода по ставке 5%. Надеемся, что и это требование будет в ближайшее время устранено.