Действующая система налогообложения в Украине не способствует поддержке отечественных производителей комплектующих для вооружения, что делает их продукцию менее конкурентоспособной по цене по сравнению с импортной.
Об этом пишет «Зеркало недели» со ссылкой на доклад Совета бизнес-омбудсмена.
Как отмечается в докладе, большинство налоговых льгот по НДС, введённых во время действия военного положения, в том числе касающихся оборонной продукции, не соответствуют требованиям Директивы ЕС, регулирующей общую систему налога на добавленную стоимость. Однако, в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предусмотрено, что каждая из сторон вправе предпринимать меры, которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности, особенно в условиях войны или в рамках международных обязательств по поддержанию мира.
Одной из таких мер стало освобождение от уплаты НДС. Хотя это решение направлено на удешевление военной продукции, его влияние на бизнес остаётся неоднозначным.
«Так, если для покупателя это очевидная выгода, то для поставщика ситуация сложнее: если товар импортирован с уплатой НДС или изготовлен из комплектующих, приобретенных с НДС, то поставщик уже уплатил налог и отнес его сумму в налоговый кредит. После применения льготы этот кредит корректируется, что фактически нивелирует возможность компенсировать ранее уплаченный налог, создавая кассовые разрывы и снижая рентабельность операций», - пишет издание.
Кроме того в отличие от поставок новой военной техники и некоторых её компонентов, услуги по ремонту и модернизации такой техники облагаются НДС. Это создаёт дополнительную нагрузку на заказчиков этих работ — военные части и государственные учреждения, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и, соответственно, оплачивают налог в составе стоимости услуг. В результате на выделенные бюджетные средства можно отремонтировать меньше техники, а предприятия, занимающиеся ремонтом, теряют часть заказов.
«Среди решений, которые не предусматривают изменение ставки НДС или освобождение от уплаты НДС, можно рассмотреть введение специального режима обложения НДС для, в частности, услуг ремонта вооружений и военной техники. Основная цель спецрежима — сохранить действующую ставку НДС (20%), но позволить заказчику уплачивать стоимость ремонта без НДС, а ремонтному предприятию — выставлять счет без НДС, сохраняя при этом налоговый кредит за закупленные материалы», - отмечает ЗН.
Также сообщается, что в этой связи Совет бизнес-омбудсмена предлагает ряд следующих шагов:
- Провести всестороннее исследование влияния действующей системы налогообложения на эффективность финансирования оборонного сектора (ответственные органы: Минфин, Счетная палата, Минобороны, Минэкономики):
- оценить финансовые последствия уплаты НДС ремонтными организациями;
- изучить возможность направления этих средств напрямую на ремонт большего количества техники вместо их возврата в бюджет;
- проанализировать кассовые разрывы, возникающие из-за блокировки средств в налоговом кредите и задержек в возмещении из бюджета;
- определить долю НДС в структуре расходов на ремонт и модернизацию военной техники.2. Рассмотреть внедрение на период военного положения нулевой ставки НДС либо специальных режимов налогообложения на услуги по ремонту и модернизации вооружения (ответственные органы: Минфин, ГНС, профильный комитет ВРУ, Минобороны):
- подготовить изменения в статью 195 Налогового кодекса Украины с целью введения нулевой ставки НДС для государственных контрактов по ремонту и модернизации техники;
- провести правовой анализ предлагаемых изменений в контексте международных договоренностей Украины, включая соглашения с ЕС и МВФ;
- разработать чёткие критерии для определения круга предприятий, имеющих право на применение нулевой ставки, с целью предотвращения возможных злоупотреблений.
Ранее мы писали о том, что украинские производители комплектующих для вооружения и военной техники смогут получить грант от государства в размере до 8 млн грн.


