В большинстве случаев продавцы, а также производители ограничивают свои обязательства так называемым «гарантийным сроком», который составляет 1–2 года. В течение этого времени уполномоченный производителем сервисный центр, как правило, берет на себя обязательства устранять за свой счет неисправности, которые проявились не по вине пользователя. «Если в течение гарантийного срока были выявлены существенные недостатки, за возникновение которых отвечает производитель или продавец, потребитель вправе вернуть оплаченную за товар денежную сумму и требовать замены товара на такой же или аналогичный товар», – рассказывает Михаил Можаев, управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры». При этом какой именно вариант компенсации выбрать, решает покупатель.
Однако после истечения гарантийного срока сервисные центры, которые выступают от имени производителей, соглашаются устранять неисправности исключительно за счет потребителей.
Если речь идет о сроке эксплуатации техники, который превышает гарантийный, многое зависит от условий производителя или продавца. Например, ст. 12 закона «О защите прав потребителей» гласит, что производитель обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение ее службы. Если этот срок не оговорен договором с потребителем, он составляет 10 лет. Кроме того, производитель обязан позаботиться об обслуживании и гарантийном ремонте техники, а также о выпуске и поставке запасных частей в течение всего срока производства. После снятия с производства – в течение срока службы, а при его отсутствии – в течение 10 лет. Поэтому владелец посудомоечной машины имел полное право требовать «обеспечить использование продукции по назначению», а значит – устранить недостатки, которые неоднократно проявлялись.
Конкретный случай интересен тем, что поломка произошла до истечения дополнительного гарантийного срока, предоставленного продавцом, официально представляющим импортера, причем условия этой гарантии указаны на официальном бланке. Заметим, что, согласно п. 1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей», «Виробник (виконавець) забезпечує належну роботу (застосування, використання) продукції, в тому числі комплектуючих виробів, протягом гарантійного строку, встановленого нормативно-правовими актами, нормативними документами чи договором». Особо в этой же статье отмечено, уже в п. 2, что «Гарантійний строк зазначається в паспорті на продукцію або на етикетці чи в будь-якому іншому документі, що додається до продукції. Гарантійні зобов'язання у будь-якому випадку включають також будь-які зобов'язання виробника (виконавця) або продавця, передбачені рекламою».
Так что у покупателя бытовой техники в таком случае есть право отстаивать свои интересы в апелляционной инстанции, а также обратиться в территориальную инспекцию Госпотребзащиты (Державна інспекція України з питань захисту прав споживачів, реквизиты управлений – на официальном сайте dsiu.gov.ua). В случае отсутствия внятной реакции от территориальной инспекции обращаться следует в головной офис Госпотребзащиты. «Деньги» в головной офис Госпотребзащиты за комментариями также обратились, однако отведенный законом срок на выдачу ответа на момент сдачи номера в печать еще не истек.
К слову, на момент сдачи номера в печать ООО «БСХ Бытовая Техника» (официальный импортер Siemens в Украине) никак не отреагировали на запрос «Денег» о комментариях по поводу происходящего.
Если нужно заменить непригодную бытовую технику:
- Тщательно хранить все документы на технику в течение срока ее эксплуатации – паспорт, гарантийный талон, чек об оплате.
- В случае «фатального» выхода из строя в течение срока эксплуатации – предъявить претензии уполномоченному продавцу (импортеру).
- В случае отказа от исполнения требований о замене (возврате денег) обратиться с повторным письмом, направив копию в территориальную инспекцию Госпотребзащиты.
- В случае очередного отказа – подать иск к продавцу (импортеру) в суд, направив соответствующее письмо в головной офис Госпотребзащиты. В иске предусмотреть взыскание издержек истца помимо замены техники (возврата денег за нее). К иску приложить копии переписки, документов (см. п. 1).
- В случае отказа суда первой инстанции или неудовлетворения требований о замене/возврате подать апелляцию в суд следующей инстанции.