Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета на своем заседании 17 июня не одобрил выделение Министерству внутренних дел 2,7 млрд. грн. из фонда по борьбе с коронавирусом на доплаты сотрудникам, задействованным в борьбе с COVID-19. Причина? А потому, что, как выяснили депутаты, деньги собирались раздать далеко не только тем сотрудникам МВД, которые "борются с COVID-19". Эта история – о том, куда идут деньги налогоплательщиков в то время, когда правительственное экспертное сообщество сучит ножками: "низзя наращивать дефицит госбюджета".

Читай также: Из-за коронавируса ВВП Украины может упасть на 8% - Кабмин

Кто спорит, оно-то нельзя, а направлять на дорожное строительство (читать бы надо – на распил) деньги из COVID-19-фонда можно? Напомню: у нас есть наполняемый за счет акцизов на горючку и автомобили Дорожный фонд. Какого фонда им на дороги мало? Зря, что ли народ по углам шепчется, что выгоднее, чем воровать на бюджетном дорожном строительстве, только тырить доллары на вес из их родного казначейства. Если кто сумеет организовать второе. Первое-то организуют, нет вопросов – тут пару недель назад Кабмин больше миллиарда гривен расходов без особого шума одобрил на покрытие долгов по программе Евро-2012. Как их "осваивали", легенды ходят, особенно – в дорожном строительстве.

Кстати, об освоении: Нафтогаз ничего не хочет сказать об инвестициях в рост газодобычи? А то, если мне не изменяет память, мы несколько лет платили в цене газа примерно по 1000 гривен с тысячи кубов как раз в пользу той программы по наращиванию жиров в масле. Что с теми гривнами? Волнуюсь.

Читай также: Адаптивный карантин продлен до 31 июля: Какие введут ограничения

И о кредитах бизнесу. Снижение учетной ставки НБУ с 8% до 6%, начиная с 12 июня, – это классический случай "не для тебе квіточку ростили". Единственное существенное следствие этого изменения – удешевление затрат Минфина на обслуживание гособлигаций внутреннего займа. Банк приносит в НБУ в залог пачку ОВГЗ, НБУ дает банку на срок обращения облигаций кредит рефинансирования под 6% годовых, банк вкладывает полученные деньги в новые ОВГЗ под 7,5% годовых минимум, банк имеет на этой операции 1,5% годовых минимум без вложения собственных денег и рисков – ПРОФИТЪ! И так можно крутить эту карусель, пока МВФ не цыкнет зубом. От банка для всей этой телеги нужно всего ничего: терминал подключить к торговой системе, нанять средней руки операциониста и раз в неделю принимать решение о покупке ОВГЗ. Все.

А что ж кредиты бизнесу мелкому и среднему? Так было ж сказано: "не для тебе квіточку ростили". Если ОВГЗ со сроками обращения от года и больше приносят банку 10% годовых, то нет ему смысла предлагать бизнесу кредиты дешевле 14–15% годовых. Потому что есть реальные операционные расходы (кто-то ж должен смотреть на бизнес-план, кто-то должен мониторить заемщика), есть риски невозврата, чего уж там.

Читай также: Минфин: В рамках программы "5-7-9" выдали 100 миллионов

Но не верьте, когда вам говорят, что риски невозврата – это от необязательности предпринимателей, а сдержанность банков в выдаче кредитов – потому что бизнес не умеет бизнес-планы писать. Это наглая ложь. Банкиры стремаются по причине драконовских норм оценки кредитного риска, установленных Нацбанком. А заемщики попадают на деньги не из-за своей тупости или вороватости, а, к примеру, по причине трехкратной девальвации или ничем не компенсированных потерь от установленного правительством карантина. "Не для тебе квіточку ростили" – помните? На поддержку МСБ и домохозяйств гривен нет, на распил и силовиков – есть.