Александр Крамаренко: Держголовкриптомайнинг и другие богатые идеи

В Украине старательно делают вид, что адекватного опыта регулирования и поощрения криптоэкономики - не существует. И шарахаются от каждого куста
Александр Крамаренко: Держголовкриптомайнинг и другие богатые идеи
Александр Крамаренко / Коллаж: dengi.ua

Если б не фееричные декларации молодых политиков с россыпями биткойнов и прочих криптоактивов, правительство(читай – Нацбанк), наверное и не обратило бы внимание на крипторынок, криптоденьги и криптодоходы. Но, похоже, скоро обратят. Хорошо, если просто скопируют лучшие регуляторные практики, но этого может и не случиться – если выберут тотальное госрегулирование. Так давайте посмотрим, как это делается правильно.

Начнем с ЕС, а с кого б еще? Не далее, как в апреле 2021 года, Еврокомиссия(по нашим меркам – что-то вроде Кабмина ЕС) опубликовало нечто вроде рамочной позиции по поводу нормативно-правовой базы для блокчейна и связанных с ним криптоактивов.

Читай также:

Вот нам в качестве примера для подражания основные идеи, которые ЕС использует в качестве маяков:

А) ЕС решительно поддерживает общеевропейскую структуру и надеется избежать законодательной и нормативной фрагментации. С целью увеличения инвестиций и обеспечения защиты потребителей и инвесторов Комиссия 24 сентября 2020 года приняла комплексный пакет законодательных предложений по регулированию криптоактивов, обновив определенные правила финансового рынка для криптоактивов и создав правовую основу для нормативные «песочницы» органов финансового надзора в ЕС для использования блокчейнов в торговле ценными бумагами и пост-трейдинге.

То есть ЕС хочет иметь стандартизированное законодательство внутри Союза и намеревается использовать “песочницу” – sand-box, иными словами, специальный правовой режим для тестирования инновационных финансовых технологий. Официально режим “песочницы” должен стартовать не позднее начала 2022 года(в 2021-2022 году – так написано в руководящих документах.

Читай также:

В) Цифровой евро – будет, но не сразу. Европейский центральный банк (ЕЦБ) и службы Европейской комиссии совместно рассматривают на техническом уровне широкий спектр политических, юридических и технических вопросов, возникающих в связи с возможным введением цифрового евро, с учетом их соответствующих полномочий и независимости, предусмотренных в Договорах. По этому поводу 19 января 2021 года было принято Совместное заявление Европейской комиссии и ЕЦБ об их сотрудничестве в области цифрового евро.

С) ЕС готовит детальный, более глубокий закон о криптоактивах, а пока предлагает инноваторам работать в пилотном режиме. Криптоактивы, квалифицируемые как «финансовые инструменты» в соответствии с Директивой о рынках финансовых инструментов (например, токенизированные акции или токенизированные облигации), в прошлом уже подпадали под действие законодательства ЕС о рынках ценных бумаг. Однако эти правила предшествовали появлению криптоактивов и DLT(распределенных реестрах – блокчейнах). Это может помешать инновациям. Поэтому 24 сентября 2020 года Комиссия предложила пилотный режим для рыночных инфраструктур, которые хотят попытаться торговать и проводить транзакции с финансовыми инструментами в форме криптоактивов. Режим PILOT допускает исключения из существующих правил и позволяет регулирующим органам и компаниям тестировать инновационные решения с использованием блокчейнов.

Читай также:

Иными словами – все можно, но осторожно и в диалоге с регуляторами. А не то, как делает Турция - там после недавнего скандала с одной из местных криптобирж просто забанили расчеты в крипте, хотя турецкий крипторынок никуда не делася, просто исчез с радаров.

D) Для других криптоактивов, которые не квалифицируются как «финансовые инструменты», таких как служебные токены или платежные токены, Комиссия 24 сентября 2020 года предложила конкретную новую структуру, которая заменит все другие правила ЕС и национальные правила, которые в настоящее время регулируют выпуск, торговлю и хранение. таких криптоактивов. Это положение о рынках криптоактивов - MiCA - будет поддерживать инновации, одновременно защищая потребителей и целостность криптовалютных обменов (без инсайдерской торговли, фронтального управления и т. Д.). Предлагаемое регулирование распространяется не только на организации, выпускающие криптоактивы, но и на фирмы, предоставляющие услуги в отношении этих криптоактивов, такие как фирмы, управляющие цифровыми кошельками, а также биржи криптовалют.

То есть, Украина вполне может копировать даже неспешный ход легализации криптоактивов а-ля ЕС. Но мы отстаем в этом уже на три года минимум. Хотя еще в 2017 году Киев был одной из Мекк криптоэкономики.

Читай также:

Что за пределами ЕС и вообще в мире?

 Основных проблем, по поводу которых больше всего беспокоятся регуляторы -  три:

  1. Противодействие легализации средств, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
  2. Уход от налогообложения.
  3. Нарушение прав инвесторов и мошенничество при помощи криптоактивов.

В Украине старательно делают вид, что адекватного опыта регулирования и поощрения криптоэкономики - не существует. И шарахаются от каждого куста. На официальной странице НБУ в Facebook не так давно появился текст, от авторства которого старательно открещивалась пресс-служба и админы страницы. Суть его может быть сполна описана вот такой цитатой: “Відсутність механізмів контролю з боку держави може призвести до поширення шахрайства та фінансових пірамід, втрати та знецінення інвестицій та вкладень населення. Крім того, негативними наслідками поширення криптоактивів може стати часткова або повна втрата контролю держави над грошовим обігом, а відповідно – над ціновою і фінансовою стабільністю в країні. Нерегульований обіг віртуальних активів сприяє ухиленню від сплати податків і тінізації економіки, що ускладнює виконання державою її основних функцій, зокрема – соціальної”.

Читай также:

Ну и еще много слов о том, что криптоактивы – это непонятно что, непонятно куда и непонятно зачем. Тушите свет, сливайте воду.

Все на самом не так. Более – того – совершенно не так.

Пока что мир в отношении криптоактивов использует принцип sand-box – регуляторной песочницы. Это если говорить в целом. Хотя каждая юрисдикция(страна) следует своему собственному подходу с учетом существующей там нормативно-правовой базы и склонности к риску в отношении защиты клиентов и противодействию финансовым преступлениям. Тем не менее, наиболее продвинутые экономики следуют принципам, установленным международными органами по стандартизации. Совет по финансовой стабильности (СФС), созданный Группой двадцати(G20), опубликовал ряд отчетов, в том числе свою работу в мае 2019 года по нормативным подходам к криптоактивам и потенциальным пробелам, например, в отношении защиты инвесторов, целостности рынка и AML(противодействию отмыванию денег) и т. д.

Читай также:

В том числе, активно улучшается регуляторная база в отношении  недавно (см. ниже), улучшив трансграничные платежи с помощью стейблкоинов – криптомонет, курс которых жестко привязан к определенному виду фиатных или иных не-виртуальных активов.

В июне 2019 года Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) опубликовала руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам и поставщикам услуг, связанных с активами.

Если национальные регулятор той или иной страны станет руководствоваться такого рода документами, он сможет(если захочет) разработать эффективные меры регулирования и надзора, но при этом не угробить зарождающийся сектор инновационных финансовых технологий.

Что там происходит – если совсем кратко и без особой детализации:

Читай также:

КНР: довольно жесткая регуляция по части независимых криптовалют(от которой китайцы успешно прячутся в соседних юрисдикциях) и наиболее продвинутое состояние цифрового юаня – CBDC(цифровой валюты центрального банка), платежи которым не требуют обязательного наличия банковского сервиса. На недавней международной конференции(19 апреля 2021 года) заместитель главы Народного банка Китая(центральный банк КНР) Ли Бо заявил следующее по поводу позиции регулятора: “«Криптоактивы - это вариант инвестирования, а не сама валюта. Это альтернативное вложение... Мы считаем, что криптоактивы [биткойны и стейблкоины] должны сыграть важную роль в будущем либо как инвестиционный инструмент, либо как альтернативное вложение».

Великобритания: быстро развивается нормативная база, криптобиржи и торговые площадки запросто рекламируются в местном метро, регулятор серьезно озабочен тем, чтобы соблюсти баланс между комплайенсом и пространством для развития новых финтех-бизнесов. Великобритания намерена расширить свой регуляторный периметр в следующие несколько лет, включив в него криптоактивы. Основная идея, как у многих других развитых экономик – аккуратные, но пристальные меры финансового мониторинга в тех узлах, где криптоэкономика стыкуется с традиционной финансовой системой.

Читай также:

Стартовавшие в UK реформы являются частью пакета законодательных инициатив, запущенных правительством Великобритании для повышения конкурентоспособности британского рынка в области цифровых финансов после Brexit. Иными словами, Великобритания сражается за то, чтобы сохранить за собой статус мирового финансового хаба.

Интересно, что британский подход предусматривает введение цифровой валюты Центрального банка Великобритании (CBDC) - концепция, которая в настоящее время обсуждается в Банке Англии. Ожидается, что этот инструмент станет основным драйвером для распространения криптовалют и может стать катализатором для внедрения криптоактивов в основной бизнес.

США: деанонимизация криптокошельков и счетов на торговых площадках, но это компенсируется бурным развитием инфраструктуры, успешной работой бирж, в том числе – с производными на криптоактивы(что резко снижает издержки инвесторов). Регуляторами на рынке криптоактивов являются работающие в тесной координации SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) и CFTC(Комиссия по товарным фьючерсам).

Читай также:

В конце 2020 года Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) - финансовый регулятор США, отвечающий за борьбу с финансированием терроризма и администрирование процедур AML ⁠ - выпустила предложенное новое правило, расширяющее требования к сбору информации и отчетности для определенных транзакций с криптовалютой.

В соответствии с новым предложенным Правилом операторы должны будут собирать и хранить информацию о транзакциях для всех криптовалютных транзакций на сумму более 3000 долларов США с незащищенными кошельками. Но это – не приговор: идет активная дискуссия по поводу процедур и порогов деанонимизации транзакций. И велика вероятность, что рамки мониторинга будут весьма мягкими в конце концов. Добавим: такая перспектива более чем вероятна потому, что чрезмерное ужесточение мониторинга просто приведет к оттоку операций на зарубежные площадки.

Израиль: Банк Израиля ускоряет исследования цифровых валют центральных банков (CBDC) и готовится к выпуску цифрового шекеля. Центральный банк Израиля заявил 11 мая, что он готовит план действий, поэтому он будет подготовлен на случай, если выгода от выпуска национальной цифровой валюты перевесит затраты и потенциальные риски . Он считает, что CBDC позволит платежной системе, которая могла бы адаптироваться к цифровой экономике, а также создать эффективную и недорогую инфраструктуру для трансграничных платежей. В целом известно, что Банк Израиля исследует проблематику CBDC с 2017 года.

Читай также:

Сингапур: реформы законодательства о платежных услугах для решения проблем, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма в отношении поставщиков услуг виртуальных активов. В новаторский Закон о платежных услугах 2019 года («Закон о платежных услугах»), который вступил в силу в 2020 году, недавно были внесены поправки, которые, правда, еще не вступили в силу. В целом, они расширят и приведут регулирование виртуальных активов Валютным управлением Сингапура (MAS) в соответствии с пересмотренными стандартами FATF, которые касаются рисков отмывания денег и финансирования терроризма, присущих виртуальным активам. Но так или иначе, режим регулирования виртуальных финансов в Сингарпуре – один из самых продвинутых.

Таиланд: изменения в Указе о цифровых активах для улучшения защиты инвесторов и лучшей поддержки определенных бизнес-моделей в отношении предложений цифровых токенов (регулируемые ICO – первичные размещения криптомонет).

Читай также:

Ключевым законом Таиланда, регулирующим криптовалюты и предложения цифровых токенов, является Постановление о чрезвычайной ситуации в отношении бизнеса, связанного с цифровыми активами, B.E. 2561 (2018), который вступил в силу 14 мая 2018 года. Основным регулятором в сфере цифровых активов в Таиланде является местная Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), которая периодически издает подзаконные акты, которые являются обязательными для лиц, участвующих в деятельности с цифровыми активами.

PS В Таиланде ВВП на душу – 7,8 тыс долларов за год, примерно вдвое выше, чем в Украине. Не шутите, все серьезно.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK