С начала мая стоимость нефти марки Brent на мировом рынке выросла более чем на 3%. Причем основной рывок “черной золото“ совершило 9-11 мая – с 75 долл./бар до 77,5 долл./бар. Такая реакция стала ответом на заявление президента США Дональда Трампа о выходе из ядерного соглашения с Ираном (СВПД), подписанного еще в 2015 году, – это случилось в 21-00 по Киеву 8 мая.
Сделка
Сделка предусматривала снижение иранских запасов обогащенного урана, а также сокращение на две трети числа центрифуг, обогащающих уран. Взамен США обязались снять с Ирана экономические санкции, в том числе запрет на международную торговлю нефтью. Поэтому неудивительно, что котировки нефти отреагировали на решение американского президента. Бурно? +2% примерно.
Читай также: Что означают санкции США для Украины, Европы и России
При этом фондовые рынки восприняли решение Трампа спокойнее: индекс Dow Jones Industrial Average 8 мая вырос на 0,39%, индекс S&P 500 – на 0,35%. “В данный момент инвесторы не опасаются резко негативных последствий для фондового рынка после возобновления иранских санкций“, – заявил аналитик Wedbush Securities Ян Вайнер.
Политика
Выход США из соглашения с Ираном поддержал Израиль. Ведь именно израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху в конце апреля сообщил о том, что у Израиля есть в распоряжении разведданные, которые доказывают: Иран нарушает СВПД и продолжает разрабатывать ядерное оружие. При этом напряженность между Израилем и Ираном обострилась еще больше после того, как Израиль обвинил иранские войска в ракетной атаке 10 мая, нанесенной по израильским позициям, которые расположены на Голанских высотах в Сирии. Хотя зампред комитета национальной безопасности и внешней политики парламента Ирана Хасан Бейги отверг причастность Ирана: “Израиль врет. Вчера удар нанесла Сирия, и это ответ на многочисленные нападения на эту страну“, – заявил Бейги.
В защиту Ирана выступили и некоторые страны Евросоюза. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что страна остается в соглашении, а необдуманные действия США могут привести к войне. Обязательство выполнять условия СВПД подтвердили канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Более того, официальный представитель правительства Франции Бенжамен Гриво пригрозил, что члены ЕС готовы отстаивать интересы своих компаний, работающих в Иране, и оспорить во Всемирной Торговой Организации (ВТО) односторонние санкции США.
Дальше?
Аналитики считают, что разборки с Ираном будут и дальше подогревать рост цен на нефть. “Ведь не нужно забывать, что ограничение поставок иранской нефти произойдет на фоне сжатия мировых рынков из-за реализации сделки ОПЕК+ (решение стран-членов ОПЕК о сокращении добычи нефти – прим.ред.)“, – считает Сергей Куюн, директор “Консалтинговой группы А-95“.
Читай также: Александр Крамаренко: Украина™
Разумеется, это отразится и на стоимости топлива в Украине. В течение апреля-мая цены на горючее, в том числа благодаря стабильному курсу гривны, были относительно постоянны: бензин А-95 – в пределах 26-26,2 грн./л, А-92 – 28,2-28,3 грн./л, дизтопливо – 26,9-27 грн./л. Но если нефть продолжит дорожать, то АЗС до июня могут повысить цены почти на 1 грн./л. “Добавляет нервозности и то, что в конце мая закроются на ремонт Шебелинский газоперерабатывающий завод (Украина) и Мозырский НПЗ (Беларусь)“, – уточняет Сергей Куюн.
Цены на сжиженный газ с начала мая и без того шли вверх: с 1 по 11 мая рост составил 40-50 коп./л. Это спровоцировано ростом потребления этого вида топлива, а также прогнозами об ограничении поставок его в Украину.
Но есть и другой сценарий: с лета 2014 года и до возвращения Ирана на глобальный нефтерынок санкции действовали, а нефтецены рухнули вдвое. И отсутствие иранской нефти никак тому не препятствовало. Китай точно продолжит покупать иранскую нефть – особенно, если ему предложат скидки. То есть он не станет претендовать на нефть из других источников и это притормозит рост цен.
– Комментарии –
Дональд Трамп, президент США
Возможно, мы поступаем с Ираном не очень хорошо, но все в порядке. Мы прекратили страшную, страшную сделку, которая никогда не должна была состояться, и мы будем применять самые сильные санкции, которые мы когда-либо вводили, они вступят в силу очень скоро.
Эммануэль Макрон, президент Франции
Европа должна быть в состоянии работать… над тем, чтобы избежать любой эскалации. Мы остаемся в соглашении. И просим Иран оставаться в сделке. К сожалению, вы видели столкновения между Ираном и Израилем. Существует риск эскалации, мы должны быть очень бдительными.
Павел Харламов
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 9 от 17 мая 2018 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ №9 від 17 травня 2018 року українською мовою.
Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua