Если кратко: от СССР Украине досталась довольно обширная промышленность, но устаревшая и неэффективная. Когда границы открылись, оказалось, что «все, что вы делаете руками, никуда не годится». За доказательствами ходить не надо – можно посмотреть на судьбу АвтоЗАЗа, харьковских электро-машиностроительного, тракторного заводов, «Электромашина», «Серп и молот», киевских машиностроительных предприятий, да много каких еще. Есть ли исключения?
Да, есть. Там, где и до распада СССР предприятия находились на сильных экспортных позициях и/или выпускали высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. Примеры – тот же Турбоатом, Машпроект (Николаев), Мотор-Сич (Запорожье), ряд других. Но они – исключения. Немногие оставшиеся на плаву предприятия – производители продукции с высокой добавленной стоимостью.
Читай также: Цена газа для населения превысила стоимость для промышленности, — Госстат
Поэтому украинская экономика носит сырьевой характер. Если проанализировать структуру поставок товаров из Украины, то первые пять позиций, доля которых в экспорте превышает 91%, это – металлы, минеральные продукты (руды) и продукция сельского хозяйства (зерно).
Конечно, рост мировых цен на продовольствие, который продолжается уже больше года, озолотил экспортеров. Но есть у зависимости от колебаний стоимости сырья и оборотная сторона. Когда цены идут вниз, экспортная выручка падает, что моментально сказывается на стабильности валютного курса, на темпах роста ВВП и на конкурентоспособности экономики в целом.
Теперь понятно, почему все развитые страны делают ставку на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Если АПК, то это не пшеница или мясо, а готовые продукты питания, если металлургия – это не руда и заготовка, а высокотехнологичный профиль и трубы. Ну и машиностроение, приборостроение, легкая промышленность – там все понятно, но опять же: не выпуск по заказу под чужими брендами, а создание собственных.
И, тем не менее, в последние годы начали появляться новые предприятия, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это либо результат немногих инвестиционных проектов от зарубежных компаний, которым нужны производственные площадки под боком ЕС, либо результат активности отечественных компаний, которые строят производства заново – без обременительного груза огромно-ненужных производственных корпусов и устаревшего оборудования. Да, нередко выгоднее построить на пустом месте или вместо снесенного бульдозером старого корпуса новое производственное здание – энергоэффективное, удобное для выпуска качественной продукции, с современным оборудованием.
Это называется реиндустриализация – именно ее ростки мы наблюдаем не благодаря, а вопреки имеющейся инвестиционной непогоде.
«Мозги» решают все
В Украине наукоемкость экономики ниже 1% ВВП, в то время как в странах, которые принято называть западными, – в разы, а то и на порядок выше. Показатель наукоемкости (он же уровень НИОКР – научных и опытно-конструкторских работ) рассчитывается как соотношение затрат на науку к объему ВВП. Экономист и нынешний глава совета НБУ Богдан Данилишин в одной из своих статей приводит следующие данные. В Украине на НИОКР приходится 0,3–0,5% ВВП, в США – 3% ВВП, в Израиле – более 4%.
Конечно, наукоемкость сильно зависит от государства, от того, как оно поддерживает свои светлые умы, сколько средств тратит на финансирование образования. Например, на финансирование Национальной академии наук Украины в 2021 году выделено свыше 6,2 млрд. грн. Из этой суммы только 465 млн. грн. предназначено на поддержку научных исследований и 6,7 млн. грн. на подготовку научных кадров. Остальное – содержание объектов НАНУ и зарплата персонала, в том числе вспомогательного.
Читай также: Работа в промышленности Украины: количество вакансий выросло на 50%
Эксперты давно обращают внимание на то, что из-за стагнации науки в Украине – упадок и утрата способности производить современные промышленные товары с высокой добавленной стоимостью.
Как считает директор Укрпромвнешэкспертизы Владимир Власюк, это происходит из-за высокого физического и морального износа инфраструктуры и оборудования (в зависимости от отрасли, износ достигает 70–90%), низкого уровня накопления основного капитала, слабой технологичности и производительности труда, оттока трудовых ресурсов.
По данным Укрпромвнешэкспертизы, доля отраслей в ВВП, которые занимаются переработкой (то есть выпуском готовой продукции, а не сырья), с 2010 года по 2020 год сократилась с 13,2% до 10,1%. Довольно грустная тенденция. И это при том, что в Польше и Словакии такие отрасли в 2020 году занимали в ВВП 16,6%, в ВВП Турции – 18,8%.
Промышленность в Украине -худшее позади?
Спорить не будем, для отечественной промышленности 2020 год выдался тяжелым. Пандемия и ее последствия пошатнули украинскую экономику. Даже официальная статистика, которая далеко не всегда отражает реальное состояние дел, говорит о падении объемов промышленного производства в Украине с конца 2019 года. Рост начался лишь в апреле 2021-го.
За январь–июль 2021 года индекс промышленной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, согласно данным Госслужбы статистики, составил 101,8%. И радует то, что довольно быстро восстанавливаются отрасли, которые еще не утратили способность выпускать наукоемкую продукцию. Это – производство электрооборудования (+36%), изделий из пластикового сырья (+12,4%) и из металла (+7,4%), а также химическая отрасль (+4,2%).
Читай также: Промышленность начала потреблять электроэнергию на докризисном уровне
Выравнивается ситуация с прибыльностью бизнеса. По данным Госстата, прибыль до налогообложения крупных и средних предприятий за первое полугодие 2021 года составила 462 млрд. грн., что в 1,8 раза больше, чем годом ранее. Убыток сократился на 67% – до 77 млрд. грн., а доля убыточных предприятий – с 36,6% на 1 июля 2020 года до 25,4% на 1 июля 2021 года.
Растут и объемы экспорта. Причем, не сырьевого, а готовой продукции. И речь не только об АПК. По информации Государственной таможенной службы, за восемь месяцев 2021 года экспортные поставки электрооборудования увеличились на 36,2%, транспортных средств – на 45%, судов – на 22%, продукции из полимерных материалов и пластмасс – на 65%, экспорт продуктов питания вырос на 13,5%.
Рано ставить крест на украинской промышленности
Впрочем, для украинской промышленности далеко не все потеряно. В Украине начало перезапускаться высокоточное и тяжелое машиностроение, производство промышленного оборудования (например, для энергетической отрасли), а также химическая отрасль.
Крюковский вагоностроительный завод в июне впервые за 20 лет получил крупный госзаказ на производство 100 пассажирских вагонов. Сумма контракта составляет 3 млрд. грн. Турбоатом, который является одним из крупнейших в мире предприятий по производству паровых турбин для тепловых электростанций, атомных электростанций и для теплоэлектроцентралей, тоже загружен заказами. Предприятие выполняет крупные заказы по производству оборудования для нескольких гидроэлектростанций и АЭС. Кроме того, по словам генерального директора предприятия Виктора Субботина, Турбоатом за 10 лет вложил в техническую модернизацию производства свыше 70 млн. долл.
Читай также: Госстат озвучил средние цены на электричество для промышленности и населения
Запускаются новые проекты. Еще весной 2019 года производитель сельхозтехники МААНС, который принадлежит компании «Автоленд», открыл в Ривненской области завод по производству жаток. В будущем предприятие намерено выпускать на своих мощностях еще и комбайны.
В апреле 2021 года в Киевской области запустила свой завод по производству автомобильной электроники на 900 рабочих мест немецкая компания Kostal. Она вложила в его строительство 40 млн. евро.
Весной 2020 года появился новый игрок на рынке минеральных удобрений – компания «Украинские минеральные удобрения». Производственная мощность предприятия – 100 тыс. тонн в год. Да и в целом, с удобрениями в Украине все неплохо. За 2020 год объем их производства вырос на 35%, что стало наивысшим показателем с 2015 года.
Чистая энергия, здоровая еда
Как видим, все-таки существует в Украине бизнес, который не хочет торговать полуфабрикатами, а готов выпускать конкурентный продукт, находит для этого и деньги, и возможности. Именно такие компании формируют костяк, фундамент новой украинской промышленности.
К тому же, есть перспективные направления, которые будут на волне еще как минимум 3–5 лет, и в которых украинские компании смогут занять рыночную нишу.
По-прежнему в тренде «зеленые» и энергосберегающие технологии. А значит, повышенным спросом пользуется все, что связано с оборудованием и оснащением солнечных, ветровых, биогазовых электростанций. К примеру, в Украине, по разным оценкам, около 180 млн. тонн залежей кремния (кварцитов). Следовательно, для производства солнечных панелей не нужен никакой Китай.
Очень востребованы компоненты и продукция, необходимые для повышения энергоэффективности недвижимости. По данным Министерства развития общин и территорий, около 80% многоквартирных домов в Украине все еще нуждаются в энергомодернизации. Так что бизнес, производящий компоненты для энергоэффективных зданий (солнечные коллекторы, тепловые насосы, теплообменники для систем отопления и вентиляции) обеспечен работой на долгие годы.
Генератором спроса для многих смежных отраслей остается АПК. В дефиците компоненты и оборудование для современных мини-ферм закрытого цикла, которые используют технологию гидропоники и аэропоники для круглогодичного выращивания фруктов, овощей, зелени и т. д. Вдобавок к этому набирает обороты переработка, особенно среди малых и средних фермеров, которые хотят извлекать максимум прибыли.
«Переработка – это тренд. С учетом сложностей в логистике и высокой конкуренции на уровне сырьевой продукции, это – хорошая возможность получить дополнительную прибыльность. Что характерно, переработка становится интересной как средним, так и малым агропроизводителям», – считает Валерий Яковенко, сооснователь Drone.ua.
Транспорт и переработка
Существует огромное пространство для тяжелого машиностроения. Наличие мощной металлургии дает карт-бланш на развитие судостроения, производства грузового и городского транспорта. Тем более, что логистика на подъеме и нуждается в основных фондах, да и городам нужно проводить модернизацию подвижного состава (автобусов, троллейбусов, трамваев).
Не останется за бортом точное машиностроение. Это производство комплектующих для электрооборудования, для портативной и бытовой техники. Китай уже не так привлекателен, как раньше. Себестоимость производства в Поднебесной изрядно выросла, да и проблемы с поставками никуда не делись. Вот многие крупные корпорации уже задумались о поиске альтернативных поставщиков таких компонентов. И Украине ничего не мешает «запрыгнуть в этот поезд».
Читай также: Где в Украине лучше открыть бизнес: рейтинг городов
Немалый потенциал у бизнеса, связанного с переработкой и утилизацией отходов. «Сырья для переработки в Украине более, чем достаточно (11–13 млн. тонн бытовых отходов в год по данным Мирового банка. – Ред.). При этом огромное количество свалок, которые становятся экологически опасными. А ведь в развитых странах уже давно производят из вторсырья разную продукцию, даже одежду», – приводит пример Виктор Шевченко, совладелец группы логистических компаний Zammler.
Так что оборудование, которое сможет из вторсырья производить готовую к использованию продукцию (будь то одноразовая посуда или тара), будет разлетаться, словно горячие пирожки. Причем, его можно успешно продавать и на экспорт.
Государство поможет?
Наконец-то задумалась о реиндустриализации и власть. В частности, 7 сентября Верховная Рада приняла законопроект № 4416-1 об индустриальных парках. Причем, уже во втором чтении. Его главная идея в том, чтобы стимулировать создание в Украине зон с особыми условиями ведения бизнеса. Какими будут преференции? Предприятия, созданные внутри индустриального парка, смогут получать компенсацию затрат на подключение к электросети и другим коммуникациям, компенсацию ставок по кредитам (на эти цели в 2022 году из госбюджета будет выделено 2 млрд. грн.), налоговые и таможенные льготы.
Впрочем, одних лишь индустриальных парков и стимулов мало. Бизнес нуждается в доступном финансировании. А это – проблема. Ведь для запуска промышленных проектов и линий по переработке нужны более длинные деньги, чем, скажем, для выращивания пшеницы и ее продажи на экспорт. В данном случае окупаемость – это, по сути, один сезон.
В то время как животноводство, производство продуктов питания, выпуск тары и упаковки – это инвестиции с горизонтом минимум на 4–5 лет, а то и дольше. Нужны дешевые банковские кредиты. А их нет. Средняя ставка кредитования юрлиц в гривне – 13-14%, в иностранной валюте – 3-5%. Да, мы помним о программе «5–7–9», но она не панацея, и далеко не весь бизнес может ею воспользоваться.
Поэтому надежда на инвесторов. Как на внешних, так и на внутренних. В числе первых – Китай. «Объем прямых инвестиций из Китая по состоянию на декабрь 2020 года составил 74,4 млн. долл. Наиболее приоритетные для китайских инвесторов отрасли – сельское хозяйство, инфраструктура, энергетика», – рассказали «Деньгам» в пресс-службе офиса привлечения инвестиций UkraineInvest.
Внутренний инвестор не такой «жирный» и зажиточный. Но его преимущество в том, что он может говорить с бизнесом на одном языке, понимает нюансы и подводные камни работы на украинском рынке. «Мы развиваем логистическое направление, готовы инвестировать в проекты, которые связаны с диджитал и IT. Эти направления стали очень востребованы в пандемию. Отдельного внимания заслуживает фармацевтика», – говорит Дмитрий Деревицкий, глава совета директоров группы компаний «Алло».
Впрочем, опять все упирается в то, что инвесторам нужны предсказуемые регуляторные и налоговые условия, работоспособная судебная система, отсутствие давления со стороны налоговых и проверяющих органов. А реформы в этом направлении движутся очень туго. Тем не менее, все-таки остается надежда на то, что ради возрождения украинской промышленности власть внимет просьбам бизнеса и повернется к нему лицом, несмотря на законопроект 5600, в котором колоссальный набор антиинвестиционных норм – от банального повышения налогов до жесточайших мер фискального администрирования.