Минфин, налоговая и депутаты приготовили налогоплательщикам на 2020 год много разных сюрпризов. Начиная с повальной фискализации малого бизнеса и странных изменений в администрировании налогов и заканчивая борьбой с оффшорами, контрабандой и теневыми доходами населения. А НнВК, кстати, опять отложен в бесконечность.

Об этом сообщают Деньги.ua.

Верховная Рада 3 декабря 2019 года дала старт налоговой перетряске. Называть реформой принятые в этот день новации язык не поворачивается. Парламент принял в первом чтении законопроект № 1210 о совершенствовании администрирования налогов, устранении технических и логических неувязок в налоговом законодательстве. Это тот самый законопроект, который за излишне жесткий подход к некоторым вопросам администрирования и за усиление давления на налогоплательщиков раскритиковали и представители бизнеса, и эксперты.

Читай также: Налоговая сократит количество проверок бизнеса на 20%

Инициатор законопроекта, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев, в октябре пообещал: № 1210 будет доработан и уточнил, что этот документ важен для запуска налоговой реформы. Тем не менее, в сессионный зал вместо обновленного текста попал его предшественник, который был зарегистрирован в парламенте еще в августе.

И хотя есть слабая надежда, что ко второму чтению в законопроект внесут правки, депутаты явно торопятся принять его до конца 2019 года, потому что большинство норм вступает в силу с 1 января 2020-го. А для этого у них осталась только одна сессионная неделя, с 17 по 21 декабря. К слову, изменение норм, действующих с 1 января 2020 года, должно происходить до 30 июня 2020 года включительно. Но свежая Верховная Рада в очередной раз наплевала на нормы Налогового кодекса.

  • Капитал – на Родину!

Министр финансов Оксана Маркарова тоже считает законопроект № 1210 важным элементом налоговой реформы, но уверяет, что его нормы сделают больно только тем компаниям, которые прячут свои деньги в оффшорах. Всех остальных ждет легкое и ненавязчивое администрирование.

К сожалению, на самом деле все далеко не так. Да, в целом законопроект действительно направлен на борьбу с оттоком капитала в низконалоговые юрисдикции. В частности, он предполагает внедрение нескольких шагов плана BEPS. “Причем, мы будем внедрять только первые четыре шага BEPS, а не все 13“, – успокаивает Маркарова.

Читай также: Доходы украинцев до 27 лет могут освободить от налогов

В украинском законодательстве появится такое понятие, как контролируемая иностранная компания (КИК). Государственная налоговая служба (ГНС) получит право облагать прибыль такой компании на уровне ее контролеров – резидентов Украины (юридических и физических лиц). “По сути, это означает, что резидент, который имеет подконтрольную иностранную компанию, должен признать прибыль такой компании собственной и уплатить с нее налог в Украине“, – объясняет Галина Мельник, адвокат, заместитель директора юридической компании Петерка и Партнеры.

Практическое значение такой нормы очевидное: собирать налоги с доходов иностранных компаний, которые были созданы для минимизации налоговой нагрузки.

Второй важный компонент – это расширение понятия постоянного представительства. Законопроект № 1210 позволяет государству облагать доходы нерезидентов, которые они получают от ведения бизнеса на территории Украины, даже если не имеют зарегистрированного в нашей стране юрлица.

По действующим нормам Налогового кодекса, это могут быть лица-посредники, которые действуют, проводят в Украине переговоры по заключению договоров от имени нерезидента. “Законопроект также приравнивает к постоянному представительству действия украинского представителя, который пусть и не имеет документально подтвержденные полномочия действовать от имени нерезидента, но осуществляет подобные действия фактически“, – уточняет Галина Мельник.

Читай также: Кабмин проведет диагностику налоговой системы

Значит ли это, что AliBaba, Amazon, Netflix и другие глобальные игроки будут вынуждены платить здесь украинские налоги по операциям с украинскими клиентами? Согласно букве закона – да. Что покажет практика – посмотрим.

  • Возьмут за гланды

Но если оптимизаторам хотят дать бой, то, возможно, добросовестному бизнесу слегка ослабят тиски? Увы, нет.

Законопроект № 1210 предусматривает обновление правил налогообложения трансфертного ценообразования и внедрение системы трехуровневой отчетности по ТЦО. Это будет уже существующий отчет о контролируемых операциях, глобальный отчет и отчет в разрезе стран. Хотя Гетманцев лично заявлял “Деньгам“ (см. от 24 октября 2019 года № 395), что в законопроекте № 1210 есть нормы, которые слишком обременительны для нашего бизнеса и которые он, как автор, готов пересматривать. В том числе это – оценка сделок в рамках трансфертного образования и подача отчетов по ТЦО. Видим, как это все смягчили.

Будут изменения в налогообложении выведения капитала. “К дивидендам приравнивается выкуп предприятием у участника акций или доли в уставном капитале и выход участника, когда выплачивается и часть прибыли“, – уточняет Марьяна Горецкая, адвокат, руководитель корпоративной практики юридической фирмы “Горецкий и Партнеры“.

Увеличатся сроки документальных и фактических проверок. В зависимости от обстоятельств, их длительность возрастет от 3 до 15 дней. И максимум налоговики смогут проверять бизнес 35 дней (пока предельный срок проверки – 30 дней). К слову, Оксана Маркарова, со своей стороны, заверила, что пункты, касающиеся продления сроков налоговых проверок, будут изъяты из текста, который попадет в сессионный зал. Как видим, все ровно так же, как и с нормами по ТЦО – их не изъяли.

Ну и дальше так, по мелочи. Вырастет штраф за нарушение порядка регистрации субъектов хозяйствования в налоговых органах – с 510 до 2040 грн. Принудительное взыскание средств и продажа имущества, которое находится в налоговом залоге, будет происходить через 30 календарных дней после вручения налогового требования (пока – 60 дней).

Читай также: Нефьодов анонсировал приложение e-Borders

Хотят депутаты отменить и персональную ответственность налоговиков за неправомерные действия и злоупотребления. К чему это приведет, уточнять, конечно же, не нужно. А вдобавок появится понятие об умышленном невыполнении требований налогового законодательства (если налоговик посчитает, что налогоплательщик специально не заплатил налог, его оштрафуют на 25% обязательства) и станет шире перечень оснований для внеплановых проверок (фискалы смогут проводить их, если будут хотя бы подозревать, что налогоплательщик нарушает закон).

“По факту законопроект № 1210 увеличивает Налоговый кодекс еще на 50–100 страниц. Я думаю, что теперь размер НКУ таки превысит 700 страниц“, – говорит Даниил Монин, эксперт экономических программ Украинского института будущего (UIF).

Мы можем поздравить(сарказм) новую ГНС с блестящей победой ее лоббистов над здравым смыслом. Вводимые нормы не только усиливают административное давление на бизнес, но и повышают коррупционные риски. К примеру, упомянутая норма о заведомо умышленной неуплате налога – она же сугубо оценочная. Кто установит умысел в случае банальной ошибки при сдаче налоговой отчетности?

  • Привыкаем, время есть

РРО для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения – это неизбежность. Протесты бизнеса под администрацией президента не дали никакого эффекта. Часть норм законов № 128-IX и № 129-IX вступила в силу, но основной переходный период попадает на 2020 год. До 2021 года на РРО перейдут все СПД, которые выбрали вторую, третью или четвертую группу единого налога.

Читай также: Новая Таможенная служба начала работать

Исключение, напомним, сделали для предпринимателей первой группы. Они освобождены от кассовых аппаратов. Кроме того, налоговая все-таки опровергла слова Данила Гетманцева о том, что РРО станут обязательными в том числе и для тех СПД, которые получают оплату непосредственно на текущий счет в банке. Как сообщили “Деньгам“ в пресс-службе ГНС, все субъекты хозяйствования, в том числе физические лица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, при расчетных операциях исключительно в безналичной форме могут не применять РРО, независимо от вида деятельности и объема полученного дохода. Под безналичным расчетом подразумевается перечисление средств с расчетного счета на расчетный счет через банк, либо же внесение наличных средств через кассу банка для последующего перевода на расчетный счет.

В Минфине и ГНС говорят, что фискализация малого бизнеса будет нежной и безболезненной. Как рассказывает Оксана Маркарова, предпринимателям предложат удобный, функциональный и бесплатный продукт, который заменит традиционные кассовые аппараты. Установил на смартфон или компьютер – и пользуешься. Причем, такое ПО будет доступно к тестированию в начале 2020 года.

Обещание, конечно, заманчивое. Но нет уверенности, что все будет работать, как часы. Опыт взаимодействия с разработками, которые появляются в недрах налоговых органов, у бизнеса есть. И он не самый положительный. Например, это – электронный кабинет налогоплательщика, функционал которого разработчики не могут довести до ума несколько лет. Или система электронного администрирования НДС, которая появилась в середине 2015 года и регулярно “падала“ в периоды пиковой нагрузки.

Читай также: Украина в рейтинге простоты уплаты налогов опустилась на 11 позиций

Из софта, который доступен сейчас, – это система E-Reciept от налоговой службы, а также семь программных РРО от других компаний-разработчиков (Easy S1, Смарт Касса, Вебкасса и т.д.). Не так и густо. К тому же, если верить реестру РРО, который размещен на сайте ГНС, у всех программных комплексов срок регистрации истекает 31 декабря 2019 года. А значит, не факт, что в 2020 году они будут в принципе доступны для использования.

  • Слабое утешение

В качестве компенсации за фискализацию депутаты готовы предложить малому бизнесу пока не очень много. Законопроект № 2200 (не рассмотрен парламентом) расширяет действие упрощенной системы на самозанятых лиц, к которым относятся, в том числе нотариусы, деятели искусств, арбитражные управляющие, аудиторы, бухгалтера, инженеры. Законопроект № 2338 (не рассмотрен парламентом) предусматривает увеличение годовых лимитов выручки для СПД первой–третьей групп с 300 тыс. грн., 2,5 млн. грн. и 5 млн. грн. до 1 млн. грн., 5 млн. грн. и 10 млн. грн. соответственно. Но даже эти суммы не соответствуют темпам девальвации 2014–2019 гг.

Помимо этого, президент Владимир Зеленский обязал правительство до конца 2019 года разработать законопроект о внедрении двухлетнего моратория на проведение проверок физических лиц-предпринимателей и о смягчении их ответственности за нарушения в отчетности, связанной с применением РРО. Но этого законопроекта в природе пока не существует. Поэтому шансы, что мораторий начнет действовать в 2020 году, мизерные.

Вообще, анализируя принятые изменения в отношении упрощенцев, юристы не исключают, что в 2020 году предпринимателей на едином налоге ждет немало новостей. “Но не следует надеяться, что эти изменения будут приятными. Хотя запрет налогоплательщикам, которые находятся на упрощенной системе, предоставлять услуги мы считаем маловероятным“, – считает Вячеслав Лаба, партнер юридической компании Stron.

Читай также: Доходы таможни привязаны к курсу доллара

В то же время, не исключено, что депутаты предложат забрать у отдельных видов бизнеса возможность использования упрощенки (такие предложения уже были), или же повысить ставки для определенных категорий предпринимателей. Например, как инициатива – поднять вдвое налоговую нагрузку для айтишников, которая появилась в марте 2019 года.

  • Снова непроходной

В 2020 году депутаты планируют вернуться к вопросу о налоге на выведенный капитал. Данил Гетманцев говорит, что будет широкая дискуссия с привлечением тех, кто и «за» и кто “против“ этого налога. И если стороны придут к компромиссу, то соответствующий законопроект вынесут на голосование, а переход на НнВК произойдет с 2021 года.

Только вот МВФ по-прежнему выступает против налога на выведенный капитал. А без одобрения фонда Верховная Рада голосовать за него точно не рискнет. В самом свежем отчете, датированном 25 ноября 2019 года, МВФ называет НнВК “плохой налоговой политикой“, которая может пагубно отразиться на экономике Украины.

Читай также: В Украине запустили онлайн-калькулятор растаможки “евроблях“

Аргументы фонда не изменились. МВФ считает, что из-за НнВК госбюджет Украины в 2021 году потеряет свыше 100 млрд. грн., и украинская сторона не знает, как компенсировать эти потери; что отдельные налогоплательщики смогут злоупотреблять НнВК. Также, по мнению фонда, далеко не факт, что налог на выведенный капитал будет стимулировать приток инвестиций. Да и, в принципе, недостатки в налогообложении прибыли, как уверяет МВФ, можно решить без перехода на НнВК. В частности, изменить порядок ускоренной амортизации и провести эффективную реформу налоговой службы. И это на фоне того, что, как мы видим, ГНС выколачивает через своих лоббистов все новые и новые полномочия, причем, коррупционно рисковые.

В ответ на заявление МВФ, Украинская рада бизнеса обнародовала обращение к президенту, парламенту и Кабмину. УРБ просит как можно быстрее провести необходимые расчеты, найти компенсаторы и все-таки реализовать модель НнВК с 2021 года.

Александр Шемяткин, один из авторов законопроекта о налоге на выведенный капитал, считает, что МВФ основывает свои суждения на искаженных данных, которые он получил от Минфина. И в этом вся проблема. “Эксперты МВФ законопроект о НнВК не изучали, а текст отчета (для фонда) готовился в Минфине“, – заявляет Шемяткин.

Одним словом, вопрос о налоге на выведенный капитал снова подвис на неопределенное время.

  • Таможня. Перезагрузка

Помимо администрирования, другие направления налоговой реформы в 2020 году – это тотальная фискализация личных доходов граждан и завершение разделения Государственной фискальной службы на государственную налоговую и таможенную службы.

Читай также: На таможнях будут уничтожать посылки с подделками

Депутаты и правительство не отказались от идеи нулевого декларирования. Но два законопроекта на эту тему – № 1183 и № 1232 в сессионный зал парламента до сих пор не попали. Поэтому в 2019 году их примут вряд ли. А значит, старт декларирования, намеченный на 1 января 2020 года, откладывается.

С реформой налоговых органов определенности больше. Верховная Рада 3 декабря приняла в первом чтении законопроект № 2318-1, который превращает и ГНС, и ГТС в единые юридические лица. Их территориальные подразделения, по сути, теряют свою автономию. То есть все решения будет принимать центр, а на местах их будут просто выполнять. По идее, это должно побороть коррупцию в региональных управлениях налоговой службы и на таможнях.

Помимо этого, руководитель ГТС Макс Нефедов 8 декабря отрапортовал о начале работы обновленной таможни.

“Сегодня в 0:00 официально запустилась Новая таможня. Это еще только начало построения нового госоргана, который будет действительно работать для налогоплательщиков. Но нам удалось не допустить более 500 наиболее сомнительных руководителей в ряды новой Гостаможслужбы, сократить количество таможен с 26 до 16 и обеспечить почти незаметный для пользователей переход от одного госоргана к другому“, – написал на своей странице Facebook глава таможни.

Читай также: Стало известно, какой объем контрабанды в Украине

Вдобавок парламент уже принял несколько законопроектов, благодаря которым в 2020 году бизнес ощутит реальное упрощение таможенных процедур. “Вводится так называемый институт уполномоченного экономического оператора. Украина присоединится к транзитным процедурам ЕС/ЕАСТ для улучшения таможенного контроля. А Минфин введет методику измерения среднего времени выпуска товаров, обновит систему контроля определения таможенной стоимости“, – объясняет Марьяна Горецкая.

  • И в итоге к выплате

Назвать происходящее налоговой реформой, увы, не можем. Наряду с немногочисленными позитивными решениями, подготовлено к рассмотрению в Раде и уже принято, а потому внедряется множество налогово-таможенных новелл, которые будут угнетающе действовать на экономический рост и создавать питательную среду для коррупции.

Все же ключевые тренды – тотальная фискализация и усиление налоговой нагрузки. Налогоплательщики могли бы в принципе согласиться на усиление фискализации, но только при условии, что ставки и режим налогового администрирования становились бы мягче. Но этого, увы, не предвидится. На момент публикации данного номера “Денег“ еще не был опубликован меморандум Украины c МВФ, в котором, как ожидается, будет содержаться дорожная карта изменений в налоговой и таможенной сферах. Впрочем, учитывая, что МВФ согласовал на уровне намерений программу для Украины на три года, нынешний дизайн налогово-таможенных трансформаций Фонду уже нравится.

Павел Харламов


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook