У нас Нацбанк разразился супероптимистичным прогнозом – с этим надо что-то делать. Нам обещают низкие проценты по кредитам – потому что учетная ставка будет стремительно снижаться, и высокие темпы роста ВВП сулят. Давайте посмотрим, что будет на самом деле, потому что именно сейчас бизнес занимается бюджетным планированием на 2020 год.

Уже понятно, что налоговой либерализации не будет – см.  стр. 15, и что даже для малого и микро-бизнеса наступают непростые времена. Нацбанк с 25  октября снизил учетную ставку с 16,5% до 15,5%. Что это значит? Ну и примерно вот так: “всем пацакам надеть цаки и радоваться“ (из к/ф “Киндза-дза“). Цаки  – колокольчик в нос для представителей низшего сословия, то есть для пацаков.  В нашем конкретном случае в роли цаков будут выступать разнообразного вида кассовые аппараты – аппаратные и в смартфоне, виртуальные. А в роли пацаков – микро- и малый бизнес. Ему велено радоваться возможному увеличению годовых лимитов для работающих на едином налоге.

Все ужасно и полная #зрада? Не совсем. Теневая экономика чуть подрастет, идиотские новые нормы законов научатся обходить те, кто остался в “белом“ секторе. Не впервой – прорвемся.

Но это все пока беллетристика, а что с цифрами? Давайте о том, как я вижу дальнейшее. Рост цен по итогам года – под 9–10%. Нет, конечно, Укрстат, который с начала года насчитал рост цен 3,7% за первые 9  месяцев, будет показывать что-то около 6% по итогам года, как и НБУ в своем инфляционном обзоре, что был опубликован 31 октября. Но мы ходим в магазины и видим происходящее (см. стр. 8). Поэтому цену официальной статистике знаем. При этом ожидаемые по итогам года 3,5% роста реального ВВП мы получим почти наверняка – хороший урожай и низкие цены на энергоносители видят в НБУ причиной улучшенного прогноза. Жаль, что не либерализацию экономики и не смягчение налогового давления. А, извините, нет пока ни того, ни другого. Ок, сырьевая экономика, так сырьевая экономика – улыбаемся и машем надвигающемуся глобальному экономическому кризису.

“Саша, почему укрепляется гривна? Нет же оснований“, – спрашивают меня приятели. Спешу уверить – укрепляется потому, что НБУ печатает меньше свежих денег, чем нужно даже кое-как растущей экономике.  А те, что он печатает, выгребает с рынка Минфин, который под заоблачные, все еще заоблачные, проценты продает ОВГЗ. К тому же, НБУ не выкупает с рынка всю заводимую сюда под покупку гособлигаций валюту. А должен, иначе потом нечем будет расплачиваться с нерезидентами, которые скупили украинские гособлигации.

Бизнес и банки не в состоянии конкурировать с аппетитами госбюджета и строящейся пирамидой внутреннего госдолга. Какой бизнес готов брать кредит под 20–25 процентов годовых? Ну разве что торговля – под оборот, у нее операции “купил у одних – продал другим“ проходят максимум за пару месяцев, в торговой наценке траты на обслуживание такого короткого кредита растворяются легко. Ну и еще растениеводческий агробизнес – 10–12% заплатить по кредиту на 4–6 месяцев для него не проблема. При его-то прибыльности.

А остальные? Остальные играют на свои, так что о 40% роста ВВП за пять лет забудьте, если подобная политика будет продолжаться.

У госаппарата есть альтернатива – умерить свои аппетиты, перестать грести деньги лопатой из экономики. Тогда резко упадет потребность держать сверхвысокие ставки по размещаемым гособлигациям, меньше будет выводиться за рубеж уворованных на госзакупках денег через мнимые импортные контракты. Тут, кстати, и нечаянный бонус – платежный баланс улучшится.

Но это очень сложно – реально уменьшить госрасходы. Столько ребят присосались к госбюджетным ручейкам – ну кого обидишь без последствий для кармы?

Александр Крамаренко


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook