Элитные карты с миллионным кредитным лимитом, скидки на отели и такси, персональный банкир, консьерж-сервис, юридические консультации, арт-банкинг, финансовые консультации – все это и немного больше готовы предоставить банки своим статусным клиентам. Цена вопроса – всего несколько сотен долларов в год.
Об этом сообщают Деньги.ua.
Читай также: Банки снижали ставки по вкладам в ноябре
В 2019 году банки еще более пристально относятся к потребностям своих статусных клиентов – тех, кто обслуживается в рамках премиального банкинга или пакета private banking. Основная причина – ужесточение конкуренции в этом сегменте. Постепенно рынок премиальных услуг в банках меняется. Уже вне рынка проходящий процедуру ликвидации ВТБ Банк, перешли в Альфа-Банк и другие банки на обслуживание клиенты Укрсоцбанка (который ликвидируется в связи со слиянием с Альфа-Банком). Все больше внимания премиум-сервисам – в госбанках ПриватБанке, Ощадбанке, Укргазбанке, хотя VIPов там и раньше привечали. Начал выпуск карточных пакетов высокого класса Универсал Банк в рамках проекта monobank. По-прежнему рады крутым клиентам УкрСиббанк, ПриватБанк, Альфа-Банк, Райффайзен Банк Аваль и ОТП Банк.
Подход банков к распределению клиентов на категории почти не меняется. Суть одна: чем выше статус и чем больше средств на счетах, тем скорее клиенту предложат перейти на обслуживание высокого класса. Как правило, сумма на счетах должна быть не менее 1 млн. грн. Или больше. В ОТП Банке премиум-банкинг доступен тем, кто разместит порядка 100 тыс. долл. Впрочем, некоторые банки готовы начать общение с особенным клиентом и с меньшего: в Креди Агриколь Банке порог входа составляет 500 тыс. грн. Но в Ощадбанке премиальный сегмент начинается с размещения на счетах миллиона гривен, а сегмент private banking – если сумма достигает 2,5 млн. грн.
Читай также: Рожкова рассказала, почему олигархи давят на НБУ
Миллион – минимальная сумма для предоставления персональных сервисов клиентам УкрСиббанка. Впрочем, рамки не слишком уж и жесткие. В банках говорят, что сумма на счетах может и не играть ключевой роли, если клиент получил премиальную карту Mastercard Word Elite или Visa Infinite. В то же время, такие карты банки просто так тоже не предоставляют, ведь карта – это пропуск в клуб состоятельных и взыскательных, а значит, ее выпускают только для тех, кто может и готов подтвердить собственный статус (в том числе размещением крупных депозитов).
- Бонусный процент
Для премиальных клиентов банки предлагают депозиты с повышенной процентной ставкой. Обычно речь идет о дополнительных 0,5–1 п. п. к стандартной ставке банка. Но это для вкладов в гривне. Ведь для вкладов в иностранной валюте бонусные проценты скромнее – 0,1–0,25 п. п. Например, в Альфа-Банке для обычных клиентов ставка по вкладу на год – 16,75% годовых, а для статусных – 17,75%. Для вклада в долларах на год обычная ставка – 2,25% годовых, но для премиум-клиентов – 3% годовых. В Райффайзен Банке Аваль ставка растет на 0,5 п. п., если сумма вклада – выше 200 тыс. грн. А вот для вкладов в долларах, независимо от суммы, ставка – 0,01% годовых.
Кроме вкладов в национальной и иностранной валюте, банки предлагают клиентам покупку ОВГЗ. Впрочем, если в 2018 году гособлигации приобретались ввиду их высокой доходности (18–19% годовых в гривне), то в конце 2019 года гособлигации остаются все равно популярны, хотя ставки просели до 13–14% годовых (в гривне). В долларах доходность также в течение 2019 года сократилась с 7,5% до 4% годовых. А все потому, что доход по ним не облагается налогом на доходы физлиц.
Читай также: В Украине выросло количество банков, подключившихся к BankID
В банке статусный клиент может открыть счет в ценных бумагах, поручить банку покупку и продажу гособлигаций. И не только ОВГЗ – банк может заняться покупкой и других ценных бумаг по поручению клиента (облигаций частных и госкомпаний, акций). Хотя такие запросы от клиентов – по-прежнему редкость. Большинство статусных клиентов предпочитают размещать депозиты.
Банковские службы финмониторинга, конечно же, требуют от клиентов данные о происхождении средств клиента, так как речь идет о суммах выше 150 тыс. грн. Эти процедуры регулируются постановлением НБУ от 25.05.2017 № 42. Каждый клиент, размещающий крупные суммы на счетах, обязан пройти проверку на легальность происхождения капитала. Впрочем, премиальные клиенты обычно без труда предоставляют все интересующие банк документы.
- Карта с привилегиями
Как правило, все клиенты, получающие услуги private banking, становятся обладателями платежных карт высокого класса. Это – карты Visa Platinum, MasterCard World Elite, Visa Infinite. В 2019 году банки начали предлагать также новые пакеты – с выпуском премиальной карты MasterCard World Black Edition. Выпуск и годовое обслуживание карты MasterCard World Black Edition или Visa Platinum стоит 4–5 тыс. грн., дополнительно есть плата за ежемесячное обслуживание – 350–500 грн. То есть в целом годовое использование такой карты обойдется в 8–11 тыс. грн. Более дорогие карты – MasterCard World Elite и Visa Infinite. Их выпуск и годовое обслуживание обойдутся в 10 тыс. грн., а с ежемесячной платой (1 тыс. грн.) общие затраты на пользование карточкой достигают 25 тыс. грн.
Читай также: В переговорах с МВФ наблюдается огромный прогресс
В пакет премиальной карты обычно входит одна основная и три дополнительные карты, страхование финансовых рисков (страховка для карты), а также полис для выезда за рубеж. Причем, банк всегда предложит на выбор клиента три–пять крупных страховых компаний. Также владелец карты получает возможность обслуживания персональным менеджером и использования выделенной линии колл-центра (специальной только для премиум-клиентов). Также банки регулярно проводят специальный мониторинг всех финансовых операций клиентов, чтобы обезопасить их от мошенничества и несанкционированного списания средств в результате краж. Некоторые банки дополнительно бронируют для клиентов сейфовую ячейку, предлагая льготные тарифы на ее аренду, а иногда и вовсе не берут плату за сейф. Банки также могут предлагать специальные тарифы на операции по картам премиум-класса. Например, отсутствие комиссии за снятие (в Украине и даже за рубежом), пополнение карты – также без комиссии, отсутствие платы за sms-банкинг.
“Фишками“ дорогих карт являются специальные услуги. Например, сервисы в аэропортах. FastLine в зонах вылета и прилета: быстрое прохождение таможенного и паспортного контроля, быстрая регистрация и сдача багажа в терминале D аэропорта “Борисполь“ и в аэропорту “Киев“, посещение Mastercard Business Lounge, доступ в LoungeKey по всему миру.
Дополнительно банки предоставляют владельцам премиальных карт ряд бонусов. “В бонусную программу Premium Black Edition включено много приятных сюрпризов, которые компенсируют потраченные деньги. Например, cash-back баллами Rewards до 50% – за расчеты в LoungeKey, в кинотеатрах, в ресторанах и на всех АЗС по всему миру и за любую транзакцию“, – отметили в ОТП Банке.
Читай также: НБУ выкупил с рынка 184 миллиона долларов
Владельцам карт премиум-класса банки часто открывают кредитные линии с льготным периодом от 55 до 62 дней, сумма такой линии может составить как 500–700 тыс. грн., так и 1,5–2 млн. грн. При необходимости клиенты могут оформить и кредит на покупку недвижимости, и кредит на приобретение автомобиля (или нескольких автомобилей). Всеми документами и быстрым оформлением займется персональный менеджер клиента.
- Решают задачи
Некоторые задачи для клиентов решает консьерж-сервис, который предоставляется в пакете с премиальной платежной картой. Это может быть служба самого банка или же компания, у которой с банком подписан договор (например, Smart Line, Quintessentially). Консьерж-сервис – служба, которая по поручению клиента выполняет определенные задачи.
Это может быть информационная помощь или же помощь в организации чего-либо. Записать на техосмотр автомобиля, вызвать эвакуатор, найти лучшее СТО для автомобиля в городе проживания клиента или же забронировать автомобиль в офисе аренды машин за рубежом – такие дела под силу консьержу. Купить авиабилеты или билеты на концерты и спектакли – тоже среди задач сервиса. Подобрать отель и забронировать в нем номер, отыскать виллу на островах с видом на океан, составить индивидуальный тур, зарезервировать яхту, самолет или вертолет – и это тоже делают специалисты консьерж-сервиса.
Читай также: Теперь ПриватБанк принадлежит Кабмину
Подобрать программу шоппинга в Милане, отыскать билет на футбольный матч в Барселоне, забронировать воздушный шар для полета над Каппадокией в Турции, купить картину именитого современного художника на аукционе в Лондоне? Нет проблем, такие поручения выполняет консьерж-сервис. Часто консьержу поручают и другие задачи. Например, подобрать детский сад для ребенка или же найти школу за рубежом или в Украине. А еще – заняться поиском и подбором персонала – няни, садовника, повара, охранников. “У нас бывают разные запросы, в основном, связаны с путешествиями, бытовыми вопросами. Но иногда и экстравагантные – организовать тематические вечеринки или же закрыть музей для посетителей для проведения там закрытого просмотра, найти билеты на концерт, когда в продаже уже нет билетов, – полный sold out“, – рассказали в офисе одной из компаний, обслуживающей в рамках консьерж-сервиса клиентов крупного банка.
- Персональный банк
Обслуживание клиентов private banking обычно происходит в отдельных VIP-отделениях, закрытых для других клиентов банка. Также некоторые банки имеют в отделениях VIP-зоны и переговорные комнаты для общения с клиентами. Если у банка есть специальное премиальное отделение, то там должна быть удобная зона ожидания (лаунж-зона), зона с терминалами и банкоматами, блок с сейфовыми ячейками, отдельно – касса, а также переговорные комнаты. В таком отделении есть скоростной wi-fi, а также усиленная охрана. Обслуживание клиента проводит персональный менеджер, он может также выезжать на встречи к клиенту в его офис, а еще – закрывать какие-то вопросы в отделении (например, менять валюту для клиента).
Читай также: НБУ утилизировал почти 3 млн изношенных монет в 2019 году
Развитие интернет-банкинга и мобильных приложений позволяет большинство операций проводить в режиме онлайн самостоятельно. Но не все. Ведь остаются консультации, инвестирование, получение е-лицензии на перевод валюты за рубеж, подготовка документов и проведение операций по покупке активов (недвижимости) за границей, вопросы по сделкам M&A, налоговые, финансовые и юридические вопросы. Банки обычно стараются помогать статусным клиентам в решении всех вопросов. Коллекционерам посоветуют профессионального оценщика предметов искусства, покупателям недвижимости – профессиональных риэлтеров, если намечается покупка бизнеса, банкиры приведут проверенных юристов. Пожалуй, наименьшим спросом статусных клиентов в 2019 году пользуется управление капиталом и помощь в личных финансах.
Крайне редко клиенты заказывают услуги family office или создание личных инвестиционных фондов. Это связано с тем, что многомиллионные валютные капиталы обычно уже управляются за рубежом и зарубежными банками или компаниями. Внутри же Украины создавать фонды акций (облигаций) при слаборазвитом невнятном фондовом рынке у статусных клиентов желания нет – риски слишком высоки, а перспективы доходности – туманны.
Наталия Богута
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook