Идею создания энергосберегающих жалюзи Евгений Эрик вынашивал не один год. В течение 12 лет он работал в строительной компании. Его основной специализацией было возведение зданий из алюминия и стекла, где сведен к минимуму коэффициент потери полезной площади при вынесенном наружу фасаде (система ригельных стоек и алюминиевых профилей).

В процессе работы формировалось мое видение о том, какими должны быть города будущего, как сделать здания наиболее эффективными, - рассказывает Евгений Эрик, и приводит в пример опыт Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско.

Там объекты проходят LEED-сертификацию. Это - рейтинговая система для энергоэффективных и экологически чистых зданий. 

Кондиционирование небольшого офиса площадью примерно 15 кв.м потребляет 3 кВт*ч электроэнергии. Для этого понадобится около 12 солнечных панелей на крыше. Но так как у современных зданий очень маленькие крыши, нужно искать другие решения, - говорит Евгений Эрик.

Читай также: МЭРТ: Эксперты прогнозируют ухудшение роста ВВП в Украине на 2019 год

Для снижения затрат на кондиционирование и генерации солнечной энергии можно использовать окна, на которых размещены фотоэлеметы. Эта технология и легла в основу “умных“ жалюзи SolarGaps. С их помощью фасады вырабатывают энергию, которой достаточно для того, чтобы обеспечивать помещения электроэнергией.

Впервые свою разработку Евгений Эрик протестировал в собственном доме. Затем он представил ее на одном из хакатонов, и жалюзи заинтересовался акселератор IoT HUB, который возглавлял Роман Кравченко. Он не только дал ценные советы по усовершенствованию продукта, но и стал первым инвестором SolarGaps, а затем и одним из акционеров компании.

Первоначальная инвестиция составляла 40 тыс. долл. У нас не было миллионов, да мы и не брали больших денег. Развивали продукт постепенно, получая экспертизу как от новых инвесторов, так и в рамках различных выставок, - рассказывает Евгений Эрик.

Читай также: Цена парламентских выборов: Во сколько обойдется изготовление бюллетеней

В 2016 году проект проинвестировала компания “Эффективные инвестиции“. А в 2017 году SolarGaps вышла с кампанией на Kickstarter, которая принесла предпринимателю 102 тыс. долл. Выход на платформу Indiegogo тоже был успешным: он принес SolarGaps еще 40 тыс. долл. инвестиций.

Помимо инвестиций и краудфандинга, проект Евгения Эрика получил несколько грантов, и даже смог пробиться на рынок Евросоюза. В 2017 году в рамках программы Евросоюза Horizon 2020 SolarGaps выиграл грант в 50 тыс. евро, который реинвестировал в разработку бизнес-плана и усовершенствование продукта.

Следующая победа SolarGaps - грант на 1 млн. евро от Еврокомиссии. За него пришлосьочень серьезно побороться. Дважды компания становилась первым призером в номинации excellentproject и дважды презентовала жалюзи в Брюсселе перед Еврокомиссией.

В итоге, мы вошли в 3,6% из 2300 европейских компаний, которые получили этот грант. Комиссия выделила 1 млн. евро для коммерциализации нашего продукта. О том, что мы стали одними из победителей, узнали накануне 2019 года. А договор подписали в начале мая, - с гордостью говорит основатель SolarGaps.

Еще 50 тыс. евро компании выделил ЕБРР, а в середине мая команда Эрика побывала в Мюнхене на выставке по солнечным технологиям Intersolar, где ее отметили международной наградой smartinnovationaward.

На мероприятии не было ни одного прямого конкурента SolarGaps, - уверяет предприниматель.

Эта поддержка открыла проекту возможности для развития в странах Евросоюза. Кроме того, компания получила общеевропейский патент международного образца.

Выигранные средства пойдут на коммерциализацию продукта, на пилотный проект и на участие в выставках в том числе. Наша задача - заработать для своих инвесторов и построить производство, в первую очередь, для Европы, - рассказывает Евгений Эрик. 

Читай также: Гройсман прокомментировал информацию о возможном дефолте

Интересно, что и Китай готов посоревноваться за SolarGaps. Компания после одной из инновационных выставок получила награду Amazonaward - грант в 50 тыс. юаней (7,2 тыс. долл.) и предложение открыть представительство в Поднебесной. Но Эрик осторожничает: он опасается, что китайцы скопируют его изобретение, и оно утратит эксклюзивность.

Мы сделали инсталляцию наших жалюзи в инновационном центре Гонконга, их тестируют. Ищем локального партнера, который будет гарантировать нам защиту интеллектуальных прав. А мы параллельно думаем, как защитить себя, - объясняет предприниматель.

А вот с выходом на рынок США у SolarGaps пока не сложилось. Несмотря на то, что Евгений Эрик проходил стажировку в Силиконовой Долине около года, участвовал в местных выставках, где на его продукт обратили внимание представители SiemensиTesla, финансовую поддержку в Штатах проект не получил.

На экспансию в США мы потратили очень много денег, и это было нашей ошибкой. Деньги там есть только для отдельной тусовки - выпускников, например, Стенфорда и технологического института Массачусетса и для тех, кто имеет связи. Они нас воспринимают как гастролеров. В Штаты нужно ехать только тогда, когда у тебя есть имя, опыт и внушительные продажи в своей стране, - признается изобретатель.

По словам Евгения Эрика, его продукт прост в установке и использовании. Жалюзи устанавливаются снаружи оконной рамы. Их можно повесить и внутри, но тогда производительность сразу падает на 50%.

В среднем, цена квадратного метра с установкой - 300 долл. Это -система эконом-класса, где нет мотора. Сегодня мы производим версию с мотором, который позволяет подстроить угол наклона жалюзи по отношению к солнцу. Мотор удорожает продукт почти на 100 евро, - уточняет Евгений Эрик.

Предприниматель объясняет, что на маленькую площадь устанавливать его жалюзи невыгодно. Если же окон много, то цена будет ниже.

Допустим, нужно поставить жалюзи на окно в 50 см. Это будет стоить те же 300 долл. Для окна на балконе цена системы с мотором - около 345 долл. И все равно, это недорого по сравнению с монтажом солнечных батарей на крыше, который может вылиться в 10-20 тыс. долл., - приводит пример Евгений Эрик.

Читай также: Ради своих сверхприбылей, Коломойский отменяет запуск энергорынка и идёт на конфликт с ЕС и США, - блоггер

Жалюзи можно приобрести в рассрочку или взять в кредит. Компания недавно начала сотрудничать с банками, которые выдают “теплые“ кредиты.

Лучше всего решение от SolarGaps проявляет себя в теплое время года. Но и зимой, в отличие от обычных солнечных панелей на крыше, которые засыпаются снегом и покрываются льдом, жалюзи в погожий день генерируют электричество.

А летом выработка электроэнергии от жалюзи - до 100 Вт, в то время как, в среднем, квартира потребляет 300 Вт. Полученной от солнца энергии хватит на освещение и бытовую технику, на подогрев воды с помощью бойлера, - рассказывает предприниматель.

SolarGaps сосредотачивается на производстве, а рынки сбыта берет через партнеров, которые занимаются инсталляцией окон. Один завод компании работает в черте Киева, строительство второго идет в Киевской области.

Читай также: В ЕС рассчитывают на своевременный запуск энергорынка в 2019 году — Хьюг Мингарелли

С 2016 года компания модифицировала жалюзи семь раз. Выполненные из высококачественного полугибкого материала панели стали гораздо прочнее и приобрели устойчивость к механическим повреждениям. Улучшена электронная начинка и крепеж, который выдерживает ветер скоростью до 100 км/час.

Сначала компания планирует закрепиться в коммерческом секторе (отели, бизнес-центры), а затем намеренапокорять и массовый рынок, производить модули для рядовых потребителей, которые можно устанавливать самостоятельно.

На прибыльность мы выйдем только, наверное, в 2020 году. В команде нас 20 человек, но мы хотим быть международной компанией с сильным представительством в Украине. У нас уже есть заказы из Австралии, Новой Каледонии, Испании, Израиля, Штатов, Гонконга, - рассказывает изобретатель.

Философия бизнеса SolarGaps

  • Учиться на чужом опыте, но создавать свое
  • Привлекая деньги в проект, искать инвесторов, которые разделяют ценности твоего бизнеса
  • Рекламировать и продвигать свой продукт любыми способами
  • Постоянно расширять рынки сбыта, но не в ущерб миссии и цели бизнеса

Светлана Шмелева

Статья из Журнала “Деньги“ №10 от 30 мая 2019 года.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua. 

Оформить подписку через наш интернет-магазин.