Я не буду говорить о размере внешнего госдолга. Потому что куда важнее другие цифры – сколько нам по тем долгам платить. Украина платит по ним беспредельно много. Ставка по евробондам – выше 7% годовых в долларах. Это примерно вдвое больше, чем платят украинским вкладчикам отечественные банки. Кстати, когда я спрашиваю отечественных госфинансистов, почему это они не размещают валютные гособлигации для населения (я бы тоже купил), они хитро щурятся. Не хотят брать в долг под высокий процент у собственного народа? А чего ж у иностранцев и “иностранцев“ берут? Ну да, это – отдельная и очень непростая история.

А мы вернемся к выплатам.

Читай также: Александр Крамаренко: Экспорт мозгов и рук

До конца 2018 года – 3,81 млрд. долл. 2019 год – 5,81 млрд. долл. 2020 год – 6,75 млрд. долл. (максимум пока!). 2021 год – пойдет на спад, 4,29 млрд. долл. 2022 год – 4,12 млрд. долл. Почему такой пик пришелся на 2019–2021 годы? Из-за войны. И из-за “чудесного“ правления папередников. Итого за 2018–2022 годы Украина должна бы отдать почти в полтора раза больше, чем имеется в валютных резервах НБУ. Страшно? Мне тоже.

Отчасти по этой причине у нас уже сейчас курс 26 с лишним гривен за доллар, а не 18–20 гривен.  Потому что как только гривна начинает укрепляться, Нацбанк мчится скупать “лишнюю“ валюту с рынка. А тут еще и МВФ новых займов не дает, хотя Украина по старым аккуратнейше расплачивается.

Так или иначе, правительство забирает валюту из экономики, чтобы отдать ее внешним кредиторам, чьи деньги уплыли вместе с папередниками.

Выход? Судя по тому, как активно вспоминает о внешнем долге премьер, правительство попытается избежать массированных выплат в 2019–2022 годах. Как? Есть два пути.

Первый – жесткий разговор с кредиторами, реструктуризация-2.0, урезание части старых долгов и аккуратное обслуживание остатков с растягиванием выплат на период после 2030 года. Это – реально. В 2017 году Аргентина разместила бумаги со столетним сроком обращения. Раньше это делала и Мексика. И вот только не надо про дефолт, ладно? У обеих стран дефолты уже случались. Кстати, при столетнем сроке обращения аргентинских облигаций доходность там была ниже, чем у Украины в сентябре того же года – 7,125% годовых.

Второй путь – тот, что Минфин уже предпринял: размещать новые облигации с доходностью выше 7%, замещая ими старые бумаги. В чем смысл? Новые облигации длиннее, выплаты можно растянуть за пределы пикового периода. Вот только это не в наших с вами интересах. Долг остается дорогим и неурезанным. А собственно, почему? Украина же платит по своим обязательствам сполна, но соглашается на такие проценты, будто, подобно Аргентине, не платила.

Читай также: Александр Крамаренко: Главный по стране и лотереям - Минфин, однозначно

И это мы еще не говорим о злом “наследии Яресько“ – она такую реструктуризацию подписала в 2015 году, что детенизация и номинальный рост ВВП приведут к превышению даже тех огромных сумм выплат, которые я упомянул выше. Да, таковы условия: если ВВП растет активнее – платим по реструктурированным облигациям больше.

И, наконец, вторая главная проблема экономики – “инвесторы в погонах“. Судя по тому, с каким отчаянием проталкивается идея о милитаризованных Службе финансовых расследований/ нац. бюро финансовой безопасности, “маски-шоу“ из украинской экономики устранять не собираются. А зря – они будут пострашнее даже внешних кредиторов. Истории о том, как джентльмены в погонах и без приходили на фирму и спрашивали: “А вы зачем так много в бюджет платите, а не нам на карман?“, – имеют под собой крепкую почву.

Александр Крамаренко

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 8 от 23 апреля 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №8 від 23 квітня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua