В 1973 году Ирландия была одной из беднейших стран Европы с ВВП $7,4 млрд и полной экономической зависимостью от Великобритании. Сегодня Ирландия - одна из самых успешных европейских стран, демонстрирующая лидерские темпы экономического роста. Ее ВВП в 2024 году составил $564 млрд, а доход на душу населения - около $134 тыс.
История экономического успеха Ирландии - большая отдельная тема, но этот успех во многом обусловлен достижениями страны в развитии цифровой экономики. По итогам 2023 года Ирландия была третьей в мире по объему экспорта цифровых услуг - $328 млрд. Впереди этой маленькой страны с населением чуть более 5,2 млн человек оказались США ($649 млрд) и Великобритания ($438 млрд).
Аналитики проекта «Цена государства» считают, что экспорт цифровых услуг является новым измерением экономического лидерства. В подтверждение этого тезиса отмечается, что почти 50% экспорта услуг в мире осуществляется в цифровом виде. Тройку лидеров сейчас догоняют Индия и Китай. Их показатели экспорта цифровых услуг в 2023 году составили соответственно $257 млрд и $207 млрд.
Под цифровыми услугами мы понимаем в первую очередь услуги, продаваемые через электронные сети (цифровые приложения, платформы и др.). Цифровая экономика - более широкий термин, потому что речь идет об экономической деятельности, которая происходит с использованием цифровых технологий. Следовательно, речь идет не только об ІТ-секторе, но и о научных цифровых решениях, электронной коммерции, онлайн-услугах и работе цифровизированных предприятий.
Чтобы понять, насколько важно для Украины развивать цифровую экономику, стоит заглянуть в недалекое будущее. По прогнозам экспертов, в ближайшие десять лет 70% созданной стоимости в мире будет опираться на цифровые решения. Уже сегодня доля цифровизированных предприятий в глобальном ВВП превышает 50%, и она будет быстро расти под влиянием технологий ИИ. Следовательно, если Украина хочет стать экономически успешной, «билет в партер» находится в цифровой экономике.
Сегодня наши позиции здесь довольно скромные, но далеко не последние в мире, несмотря на полномасштабную войну, продолжающуюся на украинской территории. В частности, по данным E-Government Development Index, сейчас Украина занимает пятое место в мире по уровню развития цифровых услуг в государственном секторе. Помним, как «отец» украинской «Дії», а ныне вице-премьер Михаил Федоров успешно презентовал в США эту революционную программу. Кстати, в Соединенных Штатах, несмотря на их высокую технологичность, такой программы в сфере государственных услуг нет. Это тот случай, когда испытываешь гордость за Украину.
По итогам 2024 года, экспорт цифровых услуг из Украины составил всего $6,5 млрд, это на 4,2% меньше, чем в прошлом году. По итогам 2023-го этот показатель был на 8,5% меньше, чем в 2022-м. Падение вполне логично, ведь в стране продолжается война, риски ведения бизнеса заоблачные. Часть предприятий релоцировала в другие страны, часть работников, занятых в разных направлениях цифровой экономики, правдами-неправдами выехали из Украины.
Главным заказчиком украинских ІТ-услуг в 2024 году были США, доля которых составляла 37,2% в общей структуре. Имеем реальный пример двусторонней экономической интеграции с Соединенными Штатами. Потенциал роста при надлежащей экономической политике украинского правительства здесь огромный, но это, пожалуй, уже задача для следующей власти (послевоенной Украины).
Развитие цифровой экономики может стать хорошей диверсификацией для украинской экономики. Цифровые компании меньше зависимы от физических активов и сезонных факторов. Для нас это особенно важно, ведь украинский экспорт до сих пор полагается в основном на сельское хозяйство и добывающую промышленность. При этом важно помнить, что цифровая экономика - это не только ІТ-сектор и не только экспорт. Немалый потенциал кроется в развитии внутреннего рынка цифровых услуг.
Что необходимо сделать Украине, чтобы стать заметным игроком в мировой цифровой экономике? По моему мнению, в качестве ориентира можно поставить объем экспорта цифровых услуг в $20 млрд в год. Это примерно уровень Румынии/Австралии, которые соответственно занимают 29/30 место в глобальном ТОП-30. Во-первых, должны создать наиболее благоприятные законодательные условия в мире для развития цифровой экономики. Речь идет о льготном и стимулирующем налогообложении. Последнее должно поощрять украинские компании к максимально возможной цифровизации деятельности.
Во-вторых, должны в разы упростить процедуру привлечения негосударственных средств для финансирования высших учебных заведений и научных учреждений. Обретение автономности университетов/институтов должно идти параллельно с превращением их в главные центры научных исследований и цифровизацией процесса обучения.
Также необходимо создать законодательство, стимулирующее компании проводить исследования именно на базе высших учебных заведений. Бонусом получим подготовку кадров, привязанных к реальным потребностям экономики.
В-третьих, необходимо повышать цифровые знания и навыки населения. Здесь есть немалый потенциал, особенно среди граждан 50+. Очереди в отделениях Ощадбанка на оплату коммунальных и получение пенсий тому подтверждение. В-четвертых, ускорить цифровизацию всех государственных услуг. На этом направлении наши дела идут неплохо, но на местном уровне осталось много работы. Ускоренная цифровизация громад должна стать одним из приоритетов региональной политики следующей власти.
Цифровая экономика после ОПК должна стать вторым по приоритетности местом приложения усилий в экономической политике власти. Оба направления крайне перспективны для Украины, ведь здесь есть конкурентные преимущества. Поэтому очень важно, кто придет к власти после следующих президентских и парламентских выборов, и смогут ли эти силы сформировать актуальную и адекватную повестку дня развития украинской экономики. Да, сегодня у нас есть Федоров и это хорошо, но нам нужно таких десятки, чтобы достичь прорыва в развитии цифровой экономики.