В дипломатии важна не только позиция, но и своевременность её проявления. В ответ на действия администрации Трампа Европа начала выстраивать стратегию собственной безопасности, в которой роль США в долгосрочной перспективе может быть сведена к минимуму. Однако оказалось, что быстро стать самодостаточной в вопросах безопасности не получится, ведь развитие национальных армий и военно-промышленного комплекса не было в приоритете европейских стран со времён окончания Второй мировой войны.
Если речь идёт о противодействии возможной военной агрессии со стороны РФ, Европейский Союз и Великобритания могут рассчитывать на три крупнейшие армии Европы: украинскую, турецкую и польскую. Последняя находится в процессе активного развития и модернизации. Польша постоянно подчёркивает, что является восточным щитом Европы, однако ей необходимо ещё 3–5 лет, чтобы подготовиться к потенциальной войне с Россией.
Украина сейчас фактически защищает Европу, но при этом не является членом Евросоюза, не имеет двусторонних соглашений о совместной обороне и помощи в случае агрессии третьей стороны. Возможно, ЕС мог бы, так сказать, «нанять» украинскую армию после окончания войны для обеспечения безопасности восточной границы блока, однако тогда возникнут недоразумения с Польшей (кто же тогда будет «восточным щитом»?) и НАТО, ведь именно Альянс теоретически должен защищать европейцев от Путина и его армии. Главным «акционером» НАТО являются США, которые сейчас выглядят как ненадёжный и непредсказуемый партнёр.
Но есть ещё Турция, с которой у Евросоюза тесные экономические, но сложные политические отношения. Анкара стремится вступить в ЕС с 1987 года, но в 2016 году переговоры о вступлении были приостановлены якобы из-за нарушений прав человека и отсутствия верховенства закона в Турции. Об этом можно долго спорить, хотя бы потому, что Венгрия Орбана и Словакия Фицо сейчас не выглядят более «европейскими», чем Турция Эрдогана.
Последние заявления турецкого лидера свидетельствуют о том, что Анкара предлагает Европе, оказавшейся в кризисе безопасности, свою помощь в обмен на членство Турции в ЕС. «Мы надеемся, что наши европейские друзья осознают роль новой Турции в изменившемся мире и будут формировать свои стратегии в соответствии с этим. Верю, что после достижения этого взаимопонимания отношения между Турцией и Европой будут стремительно развиваться во всех сферах», — отметил Эрдоган, комментируя вопросы европейской безопасности на фоне обострения отношений между ЕС и США.
«Мы напоминаем Европе, что “последний съезд перед мостом — это Турция”», — подчеркнул президент Турции. Говорят, что в этом высказывании речь идёт о турецком идиоматическом выражении, происходящем от дорожных знаков на автомагистралях, где водителям указывают «последний съезд перед мостом» — после которого изменить маршрут уже нельзя. Анкара однозначно заявляет Брюсселю, что долгосрочная стратегия европейской безопасности без Турции не будет эффективной, учитывая главный вызов, стоящий перед Европой — уход США на второй план в вопросах защиты европейских стран от потенциальной военной угрозы со стороны РФ.
И вот здесь, на мой взгляд, наступает тот самый момент, когда Украина должна проявить инициативу и открыто поддержать Турцию. Это ни в коем случае не ухудшит наши отношения с ЕС и Великобританией, потому что на самом деле Киеву и Анкаре крайне необходима Европа для ощущения безопасности. Поддержка стремления Турции вступить в ЕС может вывести отношения Киева и Анкары на качественно новый уровень. В первую очередь, нас интересует сотрудничество в сфере развития совместных проектов в военно-промышленном комплексе и привлечение турецких инвестиций в развитие послевоенной экономики Украины.
Турция не пропустила дополнительные силы российского флота в Чёрное море в начале полномасштабного вторжения РФ, и мы должны быть благодарны, ведь благодаря этому Россия не смогла сосредоточить необходимые силы для захвата Одессы и Николаева. После войны Анкара будет заинтересована в том, чтобы Киев контролировал северное побережье Чёрного моря, не допуская туда РФ. Мы также заинтересованы в направлении турецких миротворцев для контроля демилитаризованной зоны сразу после прекращения боевых действий. Россия заявила, что не хочет видеть там войска стран-членов НАТО, но против турецких военных возражений со стороны Москвы не было.
Президент Зеленский недавно заявил, что надеется на участие Турции в системе гарантий безопасности для Украины. Считаю, что это действительно удачный шаг, но Украина, в свою очередь, должна позаботиться о том, чтобы Анкара так или иначе присутствовала за столом переговоров по условиям завершения войны и дальнейшего сосуществования Украины и России. Здесь также крайне важна наша дипломатическая инициатива и настойчивость. Правда, не все партнёры Киева хотят видеть среди переговорщиков именно Эрдогана, но Украина должна проявить мастерство политических манёвров и добиться наилучшего для себя результата.
Сложная, политически мотивированная ситуация вокруг передачи Украине самолётов F-16 должна заставить нас задуматься, насколько надёжно в воздушной составляющей национальной безопасности полагаться только на США и Европу. И здесь сотрудничество с Турцией может стать выходом для Украины. Мы можем подписать соглашение о закупке турецкого истребителя пятого поколения KAAN, который уже получил высокие оценки военных экспертов. Это позволит диверсифицировать наши оборонные возможности и углубит украино-турецкие отношения. У Украины много возможностей — главное своевременно проявить инициативу.