О методах мАтивации членов Кабмина прямо в День правительства в Раде долго говорить не стану. Изюминка не в премьерском мате в адрес вице-премьера у всех на глазах. Факт в том, что подобные выступления замдиректора любой коммерческой конторы заканчиваются неизбежно не только матом от гендира, но и увольнением зама. И без "золотого парашюта". Ждем и от Кабмина кадровых решений, так как для страны вроде нашей подобный менеджер – слишком большая роскошь.

Хороших новостей не особо много, но они есть: МВФ 14 сентября все же одобрит Меморандум, НБУ возложил ответственность за карточные ляпы на банки, Рада приняла пригоршню толковых законов. С хорошими новостями у нас как всегда: хорошо, но сильно мало.

Вот и лидерам "Двадцатки" тоже мало – мировая экономика все никак не выползет на траекторию роста. Вялое восстановление есть, а вот уверенного роста – нет. И если для развитых экономик с их колоссальными масштабами пара процентов прибавки ВВП в год почти годится, то развивающимся надо расти раза в три быстрее. Иначе очень опасный разрыв в доходах на душу в странах "золотого миллиарда" и всех прочих будет сохраняться.   

Лидеры G-20 резонно полагают, что в том разрыве заключается одна из ключевых причин глобального терроризма и прочих современных болячек цивилизации.

А теперь вернемся к Украине. У нас по итогам года около 1% роста ВВП получится – в лучшем случае. То есть вдвое меньше, чем прогнозировалось Минфином 10 месяцев назад при составлении госбюджета. Но в точности столько, сколько тогда же прогнозировала команда Денег. Мы почему тогда выглядели пессимистами? Потому что понимали прекрасно, что полуреформированная налоговая система не отпустит экономику в рост, что во втором полугодии вернемся на траекторию застоя.

14 сентября нам утвердят Меморандум, который содержит веселые фискальные сюрпризы. О них помалкивают и Минфин, и прочие причастные к переговорному процессу субъекты. Аккурат после этого с криками "а нам согласовал МВФ" начнется проталкивание госбюджета вкупе с новыми налоговыми нормами. Вангую о сжатии поля единого налога, росте акцизов (не только на табак-алкоголь), еще паре-тройке плодотворных идей. То есть дело идет к повторению сценария-2016: «не рискнули пойти на реформы, продолжим паразитировать на самых беззащитных слоях налогоплательщиков».

Наверное, есть смысл использовать опыт премьер-министра? И добрым словом вернуть реформаторов на грешную землю? Ну не бывает же роста в стране с высокими налогами и низким ВВП на душу населения. Иначе в 2017 году будет 1% – только с минусом.

Александр Крамаренко