Увеличение размера минимальной заработной платы до 3200 грн. и обязательная выплата ЕСВ всеми субъектами хозяйствования премьер Гройсман объяснил необходимостью выведения бизнеса из тени.
Но то, что на самом деле происходит с бизнесом, говорит об обратном эффекте. К середине января по всей Украине закрылось около 185 тысяч СПД. А к концу 2017 года эта цифра может возрасти до 300 тысяч. Закрываются не только “спящие” ФОПы, но и те, кто поддался панике или не видит смысла вести деятельность дальше.
Даже сопредседатель Стратегической группы советников при Кабмине Лешек Бальцерович (он один из тех, кто выступает за отмену единого налога – прим. ред.) назвал повышение минималки “неприятным сюрпризом”.
Для того, чтобы минимальная зарплата росла, должны быть соответствующие макроэкономические предпосылки, это во‑первых. Не может зарплата повышаться по команде. Во‑вторых, правительство должно дать бизнесу сигнал, какой будет динамика изменения минимальной зарплаты в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Потому что это дополнительная налоговая нагрузка на предпринимателей, и они должны заранее планировать свою деятельность. Никто не против повышения социальных стандартов, но это нужно делать с привязкой к реальным результатам. Бизнес не должен узнавать о повышении минималки за две недели до Нового года. А так как налоги упрощенцев привязаны к минимальной зарплате, то и налоговая нагрузка для самых “маленьких” возросла сразу вдвое.
Показательный пример – бизнес-планы наших участников, в рамках поддержки предпринимательских инициатив для переселенцев и ветеранов АТО. Они рассчитывали экономические индикаторы исходя из минимальной зарплаты в 1600 гривен, которая вступала в силу с 1 декабря 2016 года. Сейчас часть этих людей закрывает бизнес именно потому, что в рамках существующего бизнес-плана налоговая нагрузка для них слишком высока. Они попросту не предполагали, что она возрастет так резко. Аналогичная ситуация с предпринимателями, которые ведут свою деятельность на периферии: в районах, поселках, селах. У них в отличие от Киева и Харькова совсем другой уровень доходов.
Вот и получается “замкнутый круг”: государство ждет пополнения казны, инициируя подобного рода нововведения, но при этом не оценивает их эффективность. Предприниматели видят, что накануне каждого нового года парламент принимает законодательные изменения, которые увеличивают налоговую нагрузку и ухудшают бизнес-климат. А для малого бизнеса это очень болезненно, потому что его затраты, помимо налогов, на соблюдение всех норм законодательства намного выше, чем у крупных компаний.
Это и приводит к тому, что предприниматели ищут новые способы оптимизации увеличившихся затрат. Распространенный вариант – оформление персонала на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы в течение полной смены или вообще выплата зарплаты неофициально. Штраф за подобное оформление составляет на сегодняшний день тридцатикратный размер МЗП, что может окончательно разорить работодателей. В результате – новые тысячи безработных, содержание которых ляжет на плечи государства через выплату пособия. Кроме этого, увеличится и количество людей, имеющих право на субсидию.
Негатива добавляют участившиеся проверки со стороны Госинспекции по вопросам труда. К тому же, в декабре 2016 года были введены новые размеры штрафов за нарушения законодательства о труде.
А проект Положения о проверках в этой сфере, который обнародован Кабинетом Министров, фактически вводит 1937‑й год для бизнеса. Инспекторы могут получить право приходить в любое время суток, требовать предоставление любых документов, опрашивать наедине каждого сотрудника и руководителя предприятия, а также у них есть возможность привлекать правоохранительные органы. Это приведет к серьезному давлению на бизнес и огромному коррупционному риску. Потому что штрафы – 96 тыс. грн. за одного неоформленного сотрудника и 320 тыс. грн. за недопуск инспектора на предприятие – будут стимулировать контролирующие органы давить на предпринимателей с целью получения неправомерной финансовой выгоды (а попросту – взяток – Ред.), чтобы такие штрафы не налагать.
В итоге бизнес остается один на один с агрессивной государственной системой контроля. Ее цель не столько контролировать соблюдение правил, сколько наказывать за нарушения законодательства, которое при этом не имеет четких норм и которое иногда невозможно соблюдать.
Председатель Ассоциации частных работодателей Александр Чумак.
Текст является личной точкой зрения автора.