В новом законе содержится запрет на открытие уголовных производств в отношении действий, за которые уже осуществлялось досудебное расследование. А лица, в отношении которых ведутся процессуальные действия, теперь имеют право подавать ходатайства об осуществлении уголовного производства в разумные сроки и обжаловать нарушение этих сроков.
Читай также: “Маски-шоу стоп“: Верховная Рада приняла закон о защите бизнеса
Кроме того, правоохранительные органы будут обязаны в течение 24 часов выдать заявителю извлечение из Единого реестра досудебных расследований (ЕРДР) об уголовном правонарушении. Это позволит выяснить, была или нет внесена информация в реестр, и в случае чего оперативно обжаловать бездействие следователя в суде.
Лицу, в жилье или офисе которого проведен обыск, гарантируется неразглашение сведений о его личной и семейной жизни и других фактов, которые унижают достоинство человека.
Но одна из самых важных норм – это прямой запрет на изъятие электронных информационных систем, мобильных телефонов и другой техники. “В случае необходимости, следователь или прокурор могут скопировать информацию с этих носителей с привлечением специалиста“, – рассказывает Оксана Продан, член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.
Читай также: Шоу продолжится: как правительство защитит украинский бизнес от обысков
Исключение составляют лишь случаи, когда предоставление носителей информации вместе с данными, которые на них содержатся, необходимо для проведения экспертного исследования. “Если такие объекты (техника, носители информации) получены в результате совершения уголовного преступления, являются средством или орудием его совершения, либо доступ к ним ограничивается их владельцем или связан с преодолением системы защиты“, – уточняет Артем Барташевич.
Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 23 от 7 декабря 2017 года. Номер можно купить онлайн.
Придбати журнал “Гроші“ № 23 від 7 грудня 2017 року українською мовою.