В Украине в 2025 году государство закрыло доступ к четырем открытым базам, мотивируя это угрозой национальной безопасности. Об сообщают Dengi.ua со ссылкой на информацию аналитиков Опендатабот.

Отмечается, что полномасштабное вторжение России за один день откатило Украину примерно на шесть лет назад в сфере прозрачности и доступа к публичной информации. После паузы часть распорядителей информации начала постепенно возвращать публикацию наборов данных в довоенном формате.

Читай также: Депутаты хотят запретить публиковать их переписку в телефонах: детали

Сообщается, что однако уровень открытости данных в Украине сейчас составляет около 44% и, по оценкам, в 2025 году может снизиться еще больше. Причина — закрытие отдельных показателей и массивов информации, иногда даже без четко прописанных законных оснований.

Также аналитики приводят аргументы «за» и «против» обоснованности решения властей по ограничению доступа к публичной информации в каждом конкретном случае.

Какие базы данных были закрыты в 2025 году

  • Данные о предприятиях военно-промышленного комплекса

В 2025 году были ограничены сведения о компаниях ВПК. Речь идет не о полном закрытии, а о выборочном удалении информации с платформ открытых данных, таких как «Опендатабот». В октябре Кабинет Министров принял постановление № 1257, которое позволяет таким компаниям по собственному обращению в Министерство обороны скрывать данные о себе на открытых платформах. Фактически бизнес получил возможность самостоятельно определять, какие именно сведения и где должны быть удалены.

Хотя мотивы такого шага понятны с точки зрения безопасности, его практическая реализация вызывает вопросы. Информация исчезает лишь с отдельных сервисов, тогда как в других реестрах она остается доступной. Это приводит к неравному доступу к данным и усложняет общественный контроль.

  • Закрытие деклараций должностных лиц

Ежегодно декларации чиновников разных уровней являются объектом пристального внимания журналистов и общественности. Основные проверки НАПК сосредоточены на наиболее рискованных декларациях, поэтому выявление нарушений у других декларантов часто происходит именно благодаря независимому анализу со стороны СМИ и активистов.

В то же время чиновники, выполняющие функции государства или местного самоуправления, получили возможность скрывать свои декларации от публичного доступа. Такие решения принимаются по обращениям руководителей или их заместителей в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в отдельных военных, правоохранительных и специальных структурах — в отношении подчиненных им субъектов декларирования.

«Опендатабот» направлял запрос в НАПК о количестве лиц, воспользовавшихся этим механизмом, однако агентство сообщило, что не ведет соответствующий учет. В результате невозможно точно установить, сколько именно декларантов и по каким причинам убрали свои декларации из публичного доступа.

  • Информация из Реестра недвижимости

Государство также ограничило доступ к данным о недвижимости. Под закрытие попали сведения обо всех объектах, принадлежащих бизнесу, а также имуществе граждан, связанном с предпринимательской деятельностью, если такая недвижимость имеет обременения или находится в аренде у компаний. Ограничения затронули даже земельные участки — из открытых источников исчезли их кадастровые номера. Основанием для этого стал закон № 4576-IX, вступивший в силу в августе 2025 года.

На практике такие изменения расширяют возможности для злоупотреблений. Бизнесу становится сложнее проверять объекты недвижимости при заключении сделок, что увеличивает риски. Общественный контроль также существенно ослабляется: выявление недобросовестных действий и незаконных схем с землей становится либо невозможным, либо крайне затрудненным.

  • Данные о СЗЧ и дезертирстве

Генеральная прокуратура Украины ежемесячно публиковала статистику по новым уголовным производствам, в том числе по статьям о дезертирстве и самовольном оставлении части (СЗЧ). С начала полномасштабной войны эти данные оставались предметом дискуссий, однако их открытость помогала противостоять манипуляциям и российской пропаганде. Так было, в частности, в декабре 2024 года, когда благодаря проверенным данным удалось добиться исправлений в материале The Financial Times.

В декабре 2025 года ГПУ прекратила публикацию этих показателей, сославшись на государственную тайну. При этом никаких новых законов или подзаконных нормативных актов, официально закрепляющих такое решение, обнародовано не было.

«Закрытие информации, которая находилась годами в открытом доступе, не достигает заявленной цели — поддержания нацбезопасности. Эти данные уже сохранены, скопированы и проанализированы в общественном пространстве. Их исчезновение создает лишь ложное чувство защищенности, в то время как прозрачность и доверие к государству снижаются. На четвертом году войны становится очевидным: механическое закручивание гаек в сфере открытых данных не устраняет реальных рисков безопасности. В то же время оно ослабляет аналитические способности государства и общества, уменьшает прозрачность и потенциально создает новые угрозы», - подчеркнул основатель Опендатабота Алексей Иванкин.

В то же время, как сообщали Dengi.ua, правительство утвердило электронную базу производителей и поставщиков товаров и услуг оборонного назначения.

Dengi.ua также писали, что новый вирус на Android похищает банковские данные, которые размещены в смартфоне пользователя.