В четверг, 9 ноября, Верховная Рада приняла в повторном втором чтении и в целом законопроект №1581-д О жилищно-коммунальных услугах. Во втором чтении и в целом документ поддержали 262 народных депутата при 226 минимально необходимых, пишет UBR.

Читай также: В подъезде не убирают - как защитить свои права

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость в его принятии возникла после того, как 1 июля 2015 года вступил в силу закон Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме. Тот документ фиксировал, что в многоквартирном доме может быть только три формы управления:

  • непосредственно совладельцы,
  • объединения совладельцев,
  • управитель.

Однако вопрос отношений между управителем и совладельцами многоквартирных домов до сих пор нормативно не урегулирован. А вот законопроект №1581-д “регулирует отношения, возникающие в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг“. При этом законопроект определяет четыре модели этих отношений:

  • модель прямого договора между квартирой и монополистом, отвечающим за качество услуг и обслуживание внутридомовых сетей;
  • модель коллективного потребителя с коллективной ответственностью, когда договор о поставках тепла или воды на входе в дом будет подписывать объединение совладельцев;
  • модель коллективного договора с индивидуальной ответственностью, когда уполномоченное лицо дома будет от имени каждого индивидуального потребителя подписывать договор с монополистом;
  • модель “статус-кво“ с прямыми договорами, когда монополист не отвечает за внутридомовые сети.

Кроме того, как заявила зампредседателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак, законопроект регулирует плату за абонентское обслуживание.

“Это один из элементов реформы, которая ориентирована на выбор потребителем выгодной ему модели отношений с такими моноплистами, как водоканалы и теплоэнерго. Плата за абонентское обслуживание будет выделяться только в платежах жителей многоквартирных домов. Мы предлагаем выделить из тарифа на воду и тепло расходы на содержание абонентских служб и рассчитать их в понятной для людей единице – гривнах на одну квартиру в месяц“, – заявила она.

Также в законе прописаны нормы для управителя многоквартирного дома, формы типового договора, положения его ответственности, нормы профессиональной аттестации и прочее.

Платим за результат

Прежде всего, новый закон меняет терминологию, так как призван урегулировать множество моментов, связанных с переходом от традиционных ЖЭКов к ОСМД или управляющим (компаниям или лицам).

Читай также: Сколько украинцы должны за отопление и горячую воду – инфографика

Например, все услуги ЖКХ будут считаться не деятельностью, а “результатом хоздеятельности“, направленной на обеспечение нужд жильцов. То есть предполагается, что платить надо за конкретный результат. Сейчас, например, уборка территории и содержание дома считается “деятельностью“.

Вместо нынешних безликих “производителей“ услуг появятся “исполнители“ - субъекты хозяйствования, предоставляющие коммунальную услугу по договору с потребителем. То есть без договора коммунальная услуга не будет считаться таковой.

Договор может быть заключен как с индивидуальным, так и с коллективным потребителем. И это еще одна новация законопроекта.

Индивидуальный договор заключается с владельцем помещения или тем, кто им пользуется с ведома и разрешения владельца. Для упорядочения взаимоотношений поставщиков коммунальных услуг с ОСМД новый закон вводит термин “коллективный договор“ о предоставлении сервиса. Он заключается по решению объединения жильцов и обязателен для выполнения каждым из сособственников. Причем коллективный договор от имени всех жильцов можно заключать без создания ОСМД или управляющего. Их интересы может представлять “уполномоченное лицо“.

Отдельно стоит упомянуть исчезновение из законодательства о ЖКХ термина “балансодержатель“ и появление вместо него определения “управитель многоквартирного дома“. Куцая формулировка действующего закона называет управителем некое лицо, управляющее домом с целью надлежащей эксплуатации.

Даже если жильцы так и не выберут своего представителя, им все равно придется заключить договора с каждым поставщиком коммунальной услуги в добровольно-принудительном порядке. По мнению юристов, законопроект фактически стимулирует к объединению, чтобы принимать участие в управлении домом и не платить попусту монополистам.

Читай также: В Кабмине объяснили, как вести учет воды и тепла по новым правилам

“Новый закон прямо позволяет отключать от поставок услуги, если нет оплаты. До сих пор такой четкой нормы не было. Это все было где-то в подзаконных актах. А при автоматизированной процедуре заключения договоров ты должен платить или тебя отключат“, - объяснил старший юрист ЮФ “Астерс“ Роман Дробоцкий.

Абонплата как стимул

По новому закону, жильцы смогут либо организовать ОСМД, либо просто объединиться и заключить один коллективный договор на весь дом. Расчеты будет проводить уполномоченное лицо и все платежи жильцов будут идти на один счет со спецрежимом. Он не позволяет арестовывать эти средства, которые можно тратить только на оплату конкретной коммунальной услуги.

Однако люди в большинстве своем не хотят объединяться, особенно в старых домах, предпочитая платить по индивидуальным договорам напрямую поставщику услуг (тем же ЖЭКам). Потому на случай, когда не заключен коллективный договор, потребуется заключение нового индивидуального соглашения.

При этом вводится абонплата в пользу поставщика услуги (кроме поставок газа и света), в состав которой будет входить возмещение расходов поставщика на распределение услуги, сбор денег с абонентов, а также на обслуживание индивидуальных счетчиков (например, за отопление). Предельный размер абонплаты должен определить Кабмин.

Читай также: Порошенко призвал приостановить введение абонплаты за газ

В случае с коллективными договорами такой платы нет, так как поставщик услуги практически не несет расходов по работе с тысячами абонентов, а только с одним представителем от дома. Но и это еще не все. При поставках по индивидуальным договорам вводится также плата за содержание и ремонт внутридомовых сетей (от входа в дом до квартиры).

Плата за сети

Законопроект позволяет жильцам не включать плату за сети в свой счет за услугу. Однако в таком случае зона ответственности монополиста будет заканчиваться на входе в дом. И если в старом доме порвет трубу где-то в подвале, то чинить ее будет некому.

Такое может случиться, если жители дома так и не выбрали форму организации своих отношений с поставщиком услуг, либо не смогли договориться о размере платы за обслуживание сетей. Тогда они за свой счет нанимают ремонтников.

Если ничего не делать, то вам пришлют типовой договор (утверждается Кабмином). Когда через 30 дней вы не подписали его и не отказались от получения услуги, он автоматически считается заключенным. В этом индивидуальном договоре будет указан размер абонплаты и за обслуживание сетей. В случае коллективного договора плата за обслуживание сетей поставщику тоже может не взиматься, так как ОСМД или управитель будет сам следить за состоянием сетей в доме.

Читай также: Верховная Рада приняла закон о жилищно-коммунальных услугах

Но надо понимать, что капремонт домовых сетей - забота собственников в любом случае. Просто монополист берет деньги за исправную работу трубы. Если будет прорыв в подъезде, то дыру залатают, а трубу менять не будут. В этой связи вопрос формирования размера тарифов, абонплаты и платы за сети приобретает еще большее значение. А с учетом введения пени за просрочку платежей - тем более.

Пеня за долги

Главной новеллой проекта закона об услугах ЖКХ стала статья 26, предусматривающая ответственность потребителей за ненадлежащее исполнение договора. За опоздание с оплатой потребитель обязан будет уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01% суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

“Начисления пени делает потребителя беззащитным перед исполнителем, поскольку расчет такой пени и методику начисления никто предоставлять не будет“, - отметила юрист адвокатского объединения МАКМЕЛ Анна Белолипецких.

Читай также: Оснований для роста тарифов на коммуналку нет - Гройсман

По ее словам, хотя законопроект и предусматривает право потребителя получать бесплатно объяснения, расчеты и документы по начислению, но такое право есть и сегодня, однако истребовать реальные объяснения по расчету задолженности, например, за тепло, возможно только через суд.

Ранее сообщалось о том, что в Евросоюзе объяснили, как Украине сохранить транзит газа.