Президент Ассоциации магазинов беспошлинной торговли Украины Владимир Сай назвал "как минимум непрофессональным" скандальный выпуск программы Схемы, который касался результатов тендера по аренде площадей под магазины беспошлинной торговли терминала D аэропорта Борисполь.
"Для любого специалиста в этой сфере это выглядит, как минимум, непрофессиональной работой. Сразу возникает вопрос: авторы, делая акцент на одних деталях, пропускают другие важные аспекты из-за своей непрофессиональности или намеренно замалчивают их, потому что материал заказной? Например, я больше склоняюсь ко второму", - заявил он.
Напомним, скандал начался после того, как в начале октября журналисты проекта Схемы сообщили, что компанию БФ энд ГХ Тревел Ритейл, которая в прошлом году выиграла контракт на 10 лет по аренде площадей в аэропорту "Борисполь", связывают с бизнесменом Леонидом Юрушевым. При этом журналисты утверждали, что "условия тендера были прописаны так, что ни одна иностранная компания не имела шанса, в том числе была норма об опыте работы в Украине". Победа же БФ энд ГХ Тревел Ритейл, по их данным, была обеспечена благодаря связям Юрушева с премьер-министром Арсением Яценюком и экс-министром Мининфраструктуры Максимом Бурбаком.
После этого компания БФ энд ГХ Тревел Ритейл выступила с заявлением, в котором опровергла связь с Юрушевым и указала на ряд фактических неточностей в материале журналистов.
В свою очередь, Сай также заявляет о целом ряде неточностей, которые могли бы указывать на предвзятость, а также поясняет подробности скандального тендера.
"Во-первых, в сюжете подчеркивается, что тендер выиграла компания БФ энд ГХ Тревел Ритейл, которая зарегистрирована в Бориспольском районе, а "один из мировых лидеров в этой области швейцарская Dufry не была допущена к участию в конкурсе". При этом почему-то не упоминается тот факт, что акционером БФ энд ГХ Тревел Ритейл является не менее известный международный оператор беспошлинной торговли, который входит в тройку крупнейших и лучших в мире - немецкая компания Gebr.Heinemann. А тот факт, что БФ энд ГБ Тревел Ритейл зарегистрирована в Украине, говорит о том, что и налоги компания платит в Украине, в отличие от швейцарской Dufry", - отметил он.
Также эксперт объяснил, почему по условиям тендера не были допущены иностранные компании, которые не имели как минимум трехлетнего опыта работы в Украине.
"При нормальных условиях такое ограничение было бы не совсем обоснованным. Но при этом надо вспомнить, при каких обстоятельствах проходил тендер в июле 2014 года. Терминал D аэропорта Борисполь строился и сдавался под Евро-2012. Он был не готов к эксплуатации, но "торжественное открытие" состоялось до начала чемпионата", - говорит Сай.
По его словам, для того, чтобы хотя бы часть площадей, которые были отведены под магазины беспошлинной торговли, не были пустыми, была приглашена компания ANP из Донецка, приближенная к тогдашнему вице-премьеру и министру инфраструктуры, - чтобы она к приезду Президента занесла туда какие-то мебель, товары и создала видимость деятельности.
"Необходимого разрешения на беспошлинную деятельность от Госкомграницы и Гостаможслужбы у нее не было", - подчеркнул президент Ассоциации магазинов беспошлинной торговли, добавь, что только позже Фонд госимущества провел "тендер" специально под эту конкретную компанию.
"Вот это был действительно позор, это было скорее похоже на киоски на Троещинском рынке с подобным же ассортиментом товаров, а не на заведение беспошлинной торговли главного столичного аэропорта европейского государства. Поэтому, когда сменилось руководство Мининфраструктуры и аэропорта "Борисполь", было принято единственно правильное решение провести нормальный тендер и выбрать нормальных международных операторов", - добавил он.
А поскольку терминал уже действовал, принимая пассажиров международных рейсов, и нужно было все решать в авральном порядке, и было принято решение выбирать из претендентов, имеющих опыт работы в Украине.
"Вот и представьте себе ситуацию, если бы была бы допущена и выиграла иностранная компания, которая не зарегистрирована в Украине, не имеет опыта работы в Украине, не имеет команды опытных менеджеров в Украине, не знает требований украинского законодательства, не имеет подрядчиков, которые могли бы работать в таких условиях, не имеет складов на территории аэропорта, а в аэропорту нет возможности выделить площади под строительство таких складов, так как все незастроенные площади уже давно приватизированы ловкими дельцами предыдущих времен. В лучшем случае, такая компания была бы сейчас на этапе согласования проектов", - говорит Сай.
В этом же случае, подчеркнул эксперт, приняв непопулярное, но обоснованное в решение, аэропорт имел уже через пару месяцев первые открытые магазины, а менее чем за полгода были полностью построены и функционируют магазины беспошлинной торговли, соответствующие всем требованиям международного класса.