Идея краудфандинга – проста, как мычание. Стартап «идет с шапкой по кругу», чтобы получить деньги у неопределенного круга мелких инвесторов. В обмен стартап что-то предлагает – экземпляр готовой продукции, право на льготное или бесплатное пользования услугами, что-то еще – вплоть до доли в инвестируемой компании.
Как правило, такое привлечение инвестиций на стартап происходит на специализированых сайтах (краудфандинговых площадках). Схема незатейлива – начинающий предприниматель размещает на площадке описание своей идеи или продукта, представляет их. Тот, кого эта идея заинтересовала, может дать любую сумму на дальнейшее развитие проекта. Взамен беккер (спонсор) получит некое вознаграждение (продукт, ради которого затевается проект, – мобильное устройство, игровое приложение, футболки с логотипами, наклейки и прочее), или даже станет акционером компании. Все зависит от условий, на которых размещаются проекты.
Впрочем, есть одно «но». Если за рубежом таких площадок не один десяток – сегодня счет идет уже на тысячи, то в Украине их можно пересчитать по пальцам одной руки – Спильнокошт, BigIdea, Сім Зірок, Na-Starte. И то, две первые украинские площадки направлены на социальные проекты, Сім Зірок – это кредитование, да и только, Na-Starte занимается стартапами.
Выход? Искать деньги все-таки за рубежом. «Прежде, чем развивать платформу для коммерческих проектов, стоит задаться вопросом: действительно ли украинский рынок привлекателен для новых бизнес-идей? По нашим оценкам, он очень слаб. Поэтому предпринимателям целесообразно представлять продукт на европейских или американских платформах», – объясняет сооснователь платформы коллективного финансирования «Спильнокошт» Ирина Соловей.
Читайте полную версию статьи в новом номере журнала Деньги от 12 июня. Номер уже в продаже.