Упрощенная система налогообложения будет невыгодна предпринимателям, предоставляющим услуги в сфере консалтинга, аудита, бухгалтерии, информационных технологий и др., поскольку налоговая нагрузка для них будет составлять около 23% оборота.
Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказал управляющий партнер аудиторской компании P’S’P’Audit Дмитрий Сушко, комментируя принятый Верховной Радой 20 октября закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)".
Он пояснил, что норма закона, обязывающая "упрощенцев" регистрироваться плательщиком НДС при предоставлении услуг (работ) покупателям (заказчикам), имеющим статус плательщика НДС, а также в том случае, если выручка за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем в 300 тыс грн, сводит на нет все позитивные аспекты в нем.
"Основным моментом данного закона является положение, на котором не акцентируют внимание представители власти, поскольку оно является недостатком законопроекта", - отметил аудитор, комментируя указанную норму.
Это, по мнению Д.Сушко, приведет к тому, что оставаться на предложенной упрощенной системе налогообложения будет достаточно затратным вариантом для бизнеса.
"Особенно это касается тех, кто предоставляет услуги в сфере консалтинга, юриспруденции, аудита, бухгалтерии, информационных технологий и т. п. Разумнее будет отказаться от такой системы", - отметил аудитор.
Д.Сушко, пояснил, что налоговая нагрузка для этой группы "упрощенцев" будет составлять около 23% оборота. "И это только за счет единого налога и НДС. А помимо этого, дополнительно никто не уменьшал затраты по начислению единого социального взноса на фонд заработной платы. Как следствие - рынок переложит это бремя на заказчиков услуг или уйдет в тень", - сказал он.
В свою очередь, партнер адвокатского объединения Arzinger Павел Ходаковский считает, что принятые изменения позволяют решить много наболевших проблем, с которыми сталкивается в настоящее время малый бизнес. Например, упразднено ежегодное оформление свидетельства налогоплательщика, установлен ежегодный период отчетности для физлиц с доходом до 150 тыс грн и т. п.
"В то же время принятый закон вряд ли сможет полностью устранить все преграды на пути развития малого бизнеса: это и зарегулированность большинства разрешительных процедур, высокий уровень коррупции, правовой незащищенности предпринимателей и т.п.", - отметил П.Ходаковский.
"Очень позитивным" он назвал разрешение относить на валовые расходы затраты, понесенные в связи с приобретением товаров и услуг во всех категорий упрощенцев.
"Ранее существовавшее ограничение, предусмотренное п.139.1.12. Налогового кодекса, было полностью отменено. Кроме этого, определенные категории "упрощенцев" могут работать только с конечными потребителями, поэтому для них отмена данного ограничения не является принципиальной", - сказал П.Ходаковский.
По его словам, вследствие существовавшего ограничения услуги физических лиц-"упрощенцев" фактически становились для юрлиц-контрагентов, потребляющих их услуги, дороже на ставку налога на прибыль, то есть на 23%.
"Соответственно, многие из них были вынуждены переходить на общую систему налогообложения либо изыскивать иные способы изменения формы работы для сохранения клиентов", - подчеркнул П.Ходаковский.
Он отметил, что большинство внесенных изменений вступают в силу с 1 января 2012 года.
По материалам Интерфакс-Украина