Вчера стали известны подробности переговоров Украины с ЕС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Первый вице-премьер – министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев заявляет, что в настоящее время "делается все, чтобы не было никаких препятствий" для подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Для этого есть несколько путей решения. Я надеюсь, что мы эту проблему решим, чтобы не было никаких препятствий для подписания Соглашения об ассоциации", - сказал Клюев в четверг в Европейском парламенте в рамках мероприятия, на котором Украина и ЕС заявили о завершении переговоров по зоне свободной торговли.
Но в автомобильном вопросе Евросоюз проявил принципиальность и смог отстоять беспошлинный ввоз автомобилей на территорию Украины в рамках ЗСТ.
Однако речь идет о лимитированном объеме - 45000 автомобилей в год. Именно столько автопроизводители стран ЕС смогут поставить в Украину с нулевой пошлиной. Если этот объем будет превышен, то все последующие поставки будут облагаться пошлиной. Кроме того, европейские авто не могут занимать больше 20% украинского рынка, с перспективой роста за 6 лет до 25%. Если данный показатель будет превышен, Украина вправе защитить свой рынок.
Андрей Клюев отметил, что сторонам удалось согласовать все ключевые положения торговой части соглашения об ассоциации.
"Мы поручили экспертам провести необходимую техническую работу в ближайшее время", - сказал он.
Напомним, что ранее уполномоченный правительства Украины по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий заявлял, что период либерализации импортных пошлин на автомобили составит 10 лет, в течении которого будет действовать пошлина на нынешнем уровне 10%. Далее могла быть применена формула "10+3+2", то есть Украина еще 5 лет могла защищать свой рынок с помощью пошлины, если существовала угроза для украинских автопроизводителей.
Отметим, что пока информация о беспошлинном импорте объема в 45000 автомобилей из ЕС является лишь предварительной. Как сообщил AUTO-Consulting Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, не понятен механизм распределения данной квоты среди участников рынка. По какому принципу будет определяться кто и сколько ввезет без пошлины, а кто будет платить таможенные ставки.
Судя по предварительной информации, в AUTO-Consulting подсчитали, что 20%-ая доля для авто из ЕС подсчитана для рынка в 225 тыс. автомобилей, и именно такой рынок ожидается в 2011 году. Прогнозы на 2012 год более оптимистичные, а значит европейским авто уже в следующем году может не хватить квоты. А в пиковый период в 2008 году в Украине было продано свыше 623 тыс. автомобилей, и 20% от этого показателя составляет уже 125 тыс. автомобилей.
Конечно, достичь показателей 2008 года украинский рынок быстро не сможет, но в обозримой перспективе в Украине может быть продано 400-450 тыс., а значит, что европейцы вправе рассчитывать на 80-90 тыс. продаж.
Как отмечает Олег Назаренко, уже в ближайшие дни станет понятно, о чем удалось договориться в Брюсселе. Однако, даже если соглашение о Зоне Свободной Торговли и будет подписано до конца года, как надеются украинские переговорщики, его еще должны подписать президенты от двух сторон, а потом ратифицировать парламенты Украины и всех без исключения стран ЕС. Этот процесс может затянуться на 2-3 года, - считают в ВААИД.
Напомним, что 30 июня этого года Комиссия при Минэкономики приняла к рассмотрению заявление Ассоциации украинских автомобилепроизводителей "Укравтопром" о возбуждении антидемпингового расследования против иномарок с двигателем объемом от 1 до 2,2 л. Украинский
По материалам