Автострахование остается одним из основных драйверов страхового рынка и лакомым куском для страховщиков, которым оно приносит немалую долю премий. Тем не менее, после стремительного роста тарифов по «каско» в 2009 году ценовая ситуация на рынке оставалась достаточно стабильной. С начала 2011 года, как уверяют компании, стоимость полисов также не менялась. Исключение составляют разве что отдельные марки авто, которые, в силу своей большей убыточности, вынуждали страховщиков слегка корректировать свою тарифную политику. Однако глобально цены не изменились, и до сих пор «полное каско» при минимальных франшизах и исключениях стоит в пределах 6-7%.
В 2012 году страховщики не ожидают значительного роста цен на страхование авто. «Ситуация существенно не изменится. Разве что компании, которые сегодня стремятся укрепить свои позиции в области автострахования, закончат так называемое «нишевание», и будут постепенно увеличивать страховые тарифы, чтобы добиться прибыльности», - говорит первый заместитель директора по страхованию и развитию СО «Ильичевское» Надежда Пыж. «На наш взгляд, для значительных колебаний стоимости «каско» в 2012 году нет оснований. Некоторое оживление на рынке автокредитования и, как следствие - увеличение количества потенциальных страхователей может дать толчок к подъему страховых тарифов некоторыми страховыми компаниями, но такая тенденция не является всеобъемлющей, и зависит от стратегии отдельного страховщика», - соглашается с коллегой эксперт департамента андеррайтинга и методологии СК «Универсальная» Елена Горшкова.
С другой стороны, часть участников рынка предполагает, что рост тарифов в 2012 году все же будет, и составит 10-15%. Зависит это от того, устранят ли страховщики требование вызывать ГАИ невзирая на то, имеют ли участники аварии полисы «каско» или нет, при условии, что ДТП оформляется по «европротоколу». «Спрос на решение такого вопроса со стороны клиентов уже появился. Но, с другой стороны, при таком нововведении в договоры «каско» повышается риск выплат мошенникам. Именно по этой причине и могут вырасти цены на полисы автострахования», - считает директор департамента андеррайтинга и методологии СК «НАСТА» Игорь Запорожец. Кроме того, не исключено, что подорожание может коснуться отдельных наиболее убыточных групп авто, например, производства Китая, Индии, представительского и спортивного класса.
«Также среди основных факторов, прямо пропорционально влияющих на стоимость «каско», стоит назвать такой показатель как средний размер ущерба, который находится в зависимости от позиции национальной валюты», - подчеркивает Елена Горшкова.
Действительно, от стабильности гривны будет зависеть очень многое, так как именно девальвация в 2008-2009, которая спровоцировала резкий скачок цен на авто, запчасти и ремонтные работы, и стала одной из главных причин роста тарифов по «каско». «Удорожание страхования автомобилей могут также «потянуть» ассистирующие страховщикам компании при урегулировании страховых случаев. Это стоимость ремонтных и восстановительных работ после ДТП», - говорит Надежда Пыж.
При этом на удешевление «каско» стоит рассчитывать еще меньше, чем на то, что цена страховок останется прежней. «Факторов влияющих на понижение средней цены каско на рынке не наблюдается. Исключительно отдельно взятые СК могут понизить тарифы за счет уменьшения расходов, удачных условий перестрахования, хорошего андеррайтинга и т.д.», - говорит начальник управления андреррайтинга и перестрахования СК «Ритейл-Страхование» Олег Майоренко.
Что касается формирования тарифов, то, вероятнее всего, страховщики будут дальше шлифовать и углублять методику их расчета, принимая во внимание все большее количество факторов, которые в итоге отразятся на окончательной дороговизне полиса. «Возможно, страховщики начнут учитывать новые факторы, которые косвенно влияют на убыточность по видам страхования, связанным с транспортными средствами. Например, такие как введение оформление ДТП с помощью «европротокола», отмена доверенностей и отсутствие общей базы данных ГАИ по угнанным автомобилям», - рассуждает начальник отдела андерайтинга транспортных рисков СК «ИНГО Украина» Ольга Погорелая.
По материалам Денег