Нацбанк придумал, как оживить ипотеку

Нацбанк придумал, как оживить ипотеку

В госбюджете на 2012 год на госпрограмму строительства доступного жилья выделено всего 200 млн грн, на компенсацию же ставок по ипотечным кредитам предусмотрели — 111 млн грн.

О необходимости увеличения объемов этих расходов говорят и в Нацбанке, и в Верховной Раде. По словам первого заместителя главы НБУ Юрия Колобова, одна из ключевых задач государства сегодня — создать условия для стимулирования спроса на продукцию строительной отрасли.

«Как центробанк мы видим, что ресурсов у банков более чем достаточно (более 60 млрд грн в эквиваленте находится на корреспондентских счетах, 55 млрд грн вложено в ОВГЗ, около 20 млрд грн находится в кассах банков). Однако самый главный вопрос — цена ресурсов. При текущем уровне инфляции до 10% банки привлекают гривну под 12—14%. Соответственно, и кредиты они могут выдавать минимум под 15% годовых, — говорит первый зампред Нацбанка. — Какой выход? Государственная поддержка в виде компенсации части процентной ставки. В этом случае используются ресурсы банковской системы, и на каждую бюджетную гривну поддержки покупается продукции более чем на 10 гривен. Более того, с этих 10 гривен платятся налоги, создаются рабочие места в строительстве и на предприятиях по производству строительных материалов. Ведь жилье более чем на 90% строится из отечественного сырья и материалов».

По мнению же заместителя председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Юрия Сербина, выделение 6,5 млрд грн из бюджета для обеспечения граждан доступным жильем позволило бы снизить стоимость квадратного метра жилья до 70% от нынешнего уровня, а необходимый уровень доходов потенциальных заемщиков, который требуют банки, уменьшился бы до 8—9 тыс. грн.

Банкиры относятся к идее увеличения прямых госрасходов на покупку жилья без энтузиазма.

Так, председатель правления «Дочернего банка „Сбербанка России“» Игорь Юшко считает, что государственная политика в сфере поддержки жилищного строительства требует качественного переосмысления и изменения акцентов. А бюджетные средства должны направляться, прежде всего, на развитие инфраструктуры.

«200 млн грн (предусмотренные в проекте госбюджета-2012 на программу доступного жилья — ред.) — это два 100-квартирных дома, или 35 тыс. кв. м, — говорит глава украинской «дочки» крупнейшего банка России. — Давайте предположим, что эти средства будут потрачены на создание инфраструктуры для строительства микрорайона — проведение за счет бюджета канализации, газа, электросетей. Тогда за частные деньги можно построить как минимум 200—250 тыс. кв. м».

По мнению И.Юшко, более принципиальным вопросом в оживлении жилищного строительства в Украине, чем снижение ставок по ипотечным кредитам на несколько процентов, на сегодняшний день является дерегуляция строительной отрасли. По расчетам эксперта, ее проведение позволило бы снизить уровень коррупции и уменьшить стоимость жилья до 600—650 долл. за «квадрат» (даже с учетом 30-процентной маржи застройщика).

«Жилищное строительство — это огромный бизнес для чиновников, сидящих на разрешительной системе. Естественно, они в первую очередь не заинтересованы в том, чтобы система была изменена», — констатирует банкир.

Эту же позицию поддерживает и председатель наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук. По его данным, доля коррупционной составляющей в себестоимости жилья на сегодня составляет 40—60%. «Задача власти — сократить коррупционную составляющую, тогда себестоимость жилья снизится», — прогнозирует финансист.

Напомним, что в начале 2011 года Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который существенно либерализовал разрешительный режим в строительстве. Так, прохождение соответствующих процедур было сокращено почти в семь раз — до 60 дней с 416, количество документов, которые необходимо получить, сокращено в четыре раза — до 23 с 93. Закон также ввел принципы «молчаливого согласия», «единого окна», декларативный принцип при выполнении подготовительных и строительных работ для объектов с низкой степенью риска и т.д.

Однако, как констатирует заместитель председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Юрий Сербин, нормативные акты Кабмина, которые должны имплементировать принятый парламентом закон, фактически нивелировали все «упрощенческие» моменты. «Идея хорошая записана в законе, а подзаконным актом это затруднено в несколько раз», — сокрушается депутат.

По материалам Зеркала недели. Украина



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK