Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) 6 сентября проведет слушания в рамках специального расследования против импортных нефтепродуктов. Результатом расследования Минэкономики может стать введение в стране пошлин на импортное топливо, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" источник, который знаком с ходом дела.
Он не смог сообщить будет ли после этих слушаний принято какое-либо решение.
Сейчас Ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" пытается заблокировать ход расследования через суд.
"Ассоциация, которая представляет в основном интересы импортеров нефтепродуктов, пытается оспорить само проведение спецрасследования, на которое государственные органы имеют полное право, а не его результаты. Пока результатов нет. Нет повода для иска – ничьи права не нарушены", - отметил собеседник агентства.
Он также обратил внимание, что судебное заседание, которым ассоциация противодействует расследованию, назначено на 5 сентября – непосредственно перед 6 сентября, на которое назначены слушания.
"Это наталкивает на мысль, что импортеры хотят сорвать сами слушания по спецрасследованию", - допускает он.
Как сообщалось ранее, спецрасследование относительно импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов вне зависимости от страны происхождения начато в конце января 2011 года. При этом Минэнергоугля заявляло о поддержке инициативы по введению пошлин на бензины EUR130/тонна, на дизтопливо – EUR80/тонна.
Позже министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко сообщил, что Украина не будет вводить пошлины на импортные нефтепродукты.
Однако 31 марта правительство и собственники украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) подписали меморандум о взаимном партнерстве, предусматривающий ряд взаимных обязательств. Первым пунктом обязательства правительства значится, что оно возьмет на себя гарантию обеспечить проведение специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и в кратчайший срок принять меры, соответствующие выводам МКМТ. Возможный уровень пошлин не оглашается.
Сегодня уже министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко говорит, что долю импортных нефтепродуктов на украинском рынке необходимо сократить до 15%.
"У нас должно быть такое же соотношение, которое было в 2004 году – у нас было 15% импорта, все остальное мы производили сами за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты", - подчеркнул министр.
У нас должно быть такое же соотношение, которое было в 2004 году – у нас было 15% импорта, все остальное мы производили сами за счет того, что у нас были импортные пошлины на нефтепродукты
Бойко уверен, что закупка топлива за рубежом – это лишь поддержка экономики других стран, в то время как отечественная нефтепереработка создает рабочие места и пополняет госбюджет Украины.
Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, тогда как страны Таможенного союза, в частности, Белоруссия, приобретают сырье без пошлины, формируя значительную долю импорта нефтепродуктов в Украине. Местные заводы считают, что пошлины позволят увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
Крупные сети АЗС, преимущественно импортирующие нефтепродукты, подвергли критике возможное введение пошлин, считая, что это приведет к монополизации рынка украинскими НПЗ, а также к резкому росту цен на нефтепродукты. Свою обеспокоенность возможным введением пошлин в совместном письме премьер-министру Украины изложили посольства Литвы, Румынии и Польши.
В вопросе повышения налогов на бензин чиновники постоянно балансируют между лоббированием украинских заводов, желанием наполнить бюджет и стремительным ростом цен и недовольством аграриев с их вечной нехваткой топлива для полевых работ.
В марте чиновники уже были вынуждены снижать акциз после его повышения в начале года, громкого недовольства населения и инфляции вызванной ростом цен на заправках. Акциз планируется увеличить с 1 сентября.
По материалам: Интерфакс-Украина