Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози предложили ввести специальный налог на финансовые операции для еврозоны, а также создать правительство еврозоны.
Таковы итоги их двухчасовой встречи в Париже.
Идея финансового налога, который возместил бы потери государств от банковского кризиса, уже обсуждалась в сентябре 2010 года, но была отвергнута. «Этот налог политически желателен, хотя экономически непредсказуем», – заявила тогда Кристин Лагард, занимавшая пост министра финансов Франции. Париж выступает за введение такого налога с 2001 года. Подробности нового предложения пока неизвестны.
«Германский и французский министры финансов в сентябре представят европейским инстанциям общее предложение о налоге на финансовые операции», – заявил Саркози. Меркель подчеркнула, что необходимость этого налога очевидна.
Меркель и Саркози заявили еще об одной налоговой новации – общем налоге на французские и германские предприятия. «Мы попросили наших министров финансов и экономики подготовить предложения, которые будут нам переданы в начале 2012 на заседании французско-германского совета министров, чтобы, начиная с 2013 года, у нас был общий налог на предприятия в том, что касается его налогооблагаемой базы и ставок для немецких и французских предприятий», – заявил Саркози. «Это амбициозный проект, но только амбиции позволят нам добиться желаемых результатов», – поддержала Меркель.
Совместное правительство, которое объединит 17 стран еврозоны – вторая часть плана – должно собираться как минимум дважды в год и «улучшить совместную работу над дефицитами бюджетов и налоговой политикой».
Франция и Германия предлагают назначить его главой председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея.
«Совершенно очевидно, что для решения проблем нам нужно большая координация в финансовых и экономических вопросах между странами еврозоны», – прокомментировала идею Меркель. При этом и Еврокомиссия должна получить больше возможностей для вмешательства в экономическую политику страны, которая получает деньги из общего фонда.
Выпуск совместных европейских облигаций, который ранее называли «основным выходом из долгового кризиса», отвергнут Германией.
Экономист Джордж Сорос в недавней статье в Financial Times назвал выпуск общих долговых обязательств еврозоны одним из главных условий выхода из долгового кризиса. Эти бумаги могли бы помочь странам, оказавшимся неспособными занимать на открытом рынке из-за чрезмерного роста доходности своих гособлигаций. Но евробонды увеличили бы нагрузку и на экономические локомотивы Европы – Германию и Францию.
«В нынешнем состоянии финансовых институтов Европы, у нас нет возможности вводить евробонды, – объяснял отказ от идеи Саркози. – Европейские облигации могут быть результатом интеграции, а не прелюдией к ней. Они будут представлять угрозу для самых экономически стабильных стран еврозоны, которым придется поручаться за долги, которые они не контролируют».
Предложения об увеличении европейского стабфонда тоже не прошло.
«Если сейчас мы бы объявили об увеличении фонда в три раза, то на следующей пресс-конференции вы бы спрашивали, почему не в четыре, – пояснил Саркози журналистам. – Мы стараемся управлять им серьезно и разумно. Мы считаем, что фонд является достаточным». На данный момент размер фонда – 440 млрд евро.
«План спасения» еврозоны был представлен всего через несколько часов после того, как вышли данные о росте ВВП в странах Европы во втором квартале. Они разочаровали экономистов. ВВП Германии вырос на 0,1% при прогнозах роста на 0,5%, а рост ВВП еврозоны замедлился до 0,2% при прогнозах повышения на 0,3%.
Инвесторы говорят о стагнации. Политики не смогли поддержать рынки, а заявление о налоге на финансовые операции ударило котировкам банков и бирж.
Понижением закрылись биржи в Америке – Dow Jones снизился на 0,67%, S&P 500 – на 0,97%, Nasdaq – на 1,24%. Японский Nikkei 225 снижается на 0,58%,
Акции биржи NYSE Euronext, объединяющейся с европейской Deutsche Boerse AG, на торгах в Нью-Йорке потеряли 8,4%, бумаги Intercontinental Exchange Inc. (ICE), владеющей фьючерсным рынком ICE в Лондоне упали на 4,5%, Nasdaq OMX Group просела на 2,8%,
«Новые предложения не будут работать, – говорит экономист лондонского Jefferies International Маркел Александрович. – Политики легко могут затащить нас в обсуждение проблем: увеличение стабфонда до 1,5-2 трлн евро, создание евробондов в 2013 году или распад ЕС. На деле политики просто спрятали головы в песок».
«Есть подозрение, что несколько недель назад идея совместных евробондов прошла бы», – замечает экономист JP Morgan Chase Малкольм Барр.
По материалам